|
Елена
Сергеевна
Вайцеховская
Слезы на льду
Книга рассказывает о том, как всходили на Олимп прославленные российские
фигуристы, и какова была цена победы. Среди героев этого повествования Оксана
Грищук и Евгений Платов, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Екатерина Гордеева
и Сергей Гриньков, Татьяна Навка и Роман Костомаров, а также легендарная пара
Людмила Белоусова – Олег Протопопов, покинувшая СССР в 70-е годы и до сих пор
продолжающая выступления. Подробно описано противостояние Евгения Плющенко и
Алексея Ягудина, борьба Ирины Слуцкой за олимпийское первенство, рассказано о
выдающихся тренерах, подготовивших все наши победы, – Татьяна Тарасова, Елена
Чайковская, Тамара Москвина, Ирина Роднина, Алексей Мишин.
Автор – олимпийская чемпионка по прыжкам в воду, обозреватель газеты
«Спорт-Экспресс», работающая в фигурном катании с 1989 года, – дает читателю
уникальную возможность увидеть мир этого красивого вида спорта изнутри.
2007
От автора
Мое первое знакомство с фигурным катанием оказалось на редкость кратковременным
и унизительным. В шестилетнем примерно возрасте родители – профессиональные
тренеры по плаванию – привели меня на просмотр в секцию фигурного катания ЦСКА
и оставили одну в зале стадиончика на Песчаной улице, где на полу лежали
потертые, набитые свалявшейся ватой маты и стояло гимнастическое бревно.
Почему-то нас, таких же, как я, малышей, загнали туда и заставили по очереди
карабкаться на снаряд – с заданием самостоятельно пройти по всей длине
деревянного бруса.
Мне это показалось настолько невыполнимо-жутким, что я тут же отпросилась в
туалет, расположенный за стеклянной дверью в торце зала. Эпизод почему-то
навсегда врезался в память: грязное стекло, небрежно замазанное некогда белой
краской, в которой кто-то еще до меня проковырял «подсматривательную» дырочку,
и отчаянная решимость отсидеться за дверью до тех пор, пока экзекуция на бревне
не будет закончена.
Извлекали меня из этого убежища силком и в итоге выгнали с позором. За трусость.
И кто бы тогда мог предположить, что много лет спустя фигурное катание станет
для меня именно тем видом спорта, в интерьере которого яначну свою
журналистскую карьеру и пройду абсолютно все этапы профессионального
становления…
Задумывая написать эту книгу, я прекрасно понимала, что она будет не только о
фигурном катании. Но во многом – о работе журналиста, волею судьбы оказавшегося
свидетелем феерического триумфа, смертельных трагедий, жесточайших драм и самых
разнообразных человеческих проблем нескольких поколений спортсменов и тренеров
одного из самых любопытных и психологически сложных видов спорта.
Впрочем, отправляясь в 1991-м в Киев на последний в истории СССР чемпионат
страны по фигурному катанию, я совершенно об этом не задумывалась. В моем
творческом багаже на тот момент было шапочное – еще спортивных времен –
знакомство с полудюжиной известных фигуристов своего поколения, интервью с
трехкратной олимпийской чемпионкой Ириной Родниной, случайно сделанное еще во
времена работы в «Советском спорте», умение отличать аксель от всех остальных
прыжков и по-театральному роскошная ссора с выдающимся тренером – Татьяной
Тарасовой…
Конфликт произошел на ровном месте и получился на редкость дурацким. Общаться с
Тарасовой по телефону мне приходилось, когда мы еще не были лично знакомы. В
конце 80-х, после победы на Играх-1988 в Калгари Натальи Бестемьяновой и Андрея
Букина, тренер ушла из любительского спорта, создала профессиональный театр
«Все звезды» и уехала с ним на гастроли в США. А в 1990-м случилось ЧП:
несколько спортсменов тарасовской труппы решили остаться в Америке, сбежав из
отеля в последнюю ночь перед отъездом. Естественно, руководство «Советского
спорта» тут же затребовало подробности, перепоручив мне – то ли стажеру, то ли
творчески никчемной редакционной достопримечательности с ярким спортивным
прошлым – позвонить Тарасовой домой.
Разговор получился вполне милым, что незамедлительно вселило в меня уверенность,
что общаться с великими и брать у них интервью – плевое дело.
Некоторое время спустя, дождавшись очередного приезда Тарасовой в Москву, я
безо всяких редакционных заданий нахально напросилась к ней в гости в
генеральский дом у станции метро «Сокол», лелея надежду самостоятельно сделать
большой материал и таким образом обратить на себя внимание явно недооценивающих
мои способности коллег.
Хозяйка выглядела царственной и слегка утомленной. Усадила меня за массивный,
красного дерева стол в гостиной, сверкающей хрусталем и мебельной полировкой,
|
|