Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары великих спортсменов :: Фигурное катание :: Татьяна Тарасова - Четыре времени года
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
сугробов букеты, отряхивали живую красную роскошную герань. И еще к нам летели 
огромные белые, похожие на лилии, цветы — декабристы.
Люди делились с нами красотой. Отдавали выращенные в домашних горшках для 
домашнего уюта цветы. И, наверное, каждый из зрителей принес их с собой, потому 
что букетов мы собрали очень много. Вспоминая тот давний вечер, я могу сказать 
только одно: как же наши зрители любят фигурное катание!
Это последние строки моей книги. Последние не только потому, что они в конце 
рукописи, а потому, что дописывались они, когда книга была практически уже 
готова.
Я на пороге нового сезона. Сезона 1985 года.
Заканчивался октябрь. Программы для всех моих дуэтов уже готовы и по традиции, 
в середине сентября, были показаны на общем выступлении сборной в Харькове.
Чемпионы Советского Союза Наталья Бестемьянова и Андрей Букин 
продемонстрировали произвольный танец, поставленный на испанскую мелодию. Это 
музыка Жоржа Бизе к опере «Кармен» в балетной транскрипции Родиона Щедрина. 
Пять лет я мечтала поставить Наташе и Андрею испанский танец. В 1978 году они 
дебютировали как дуэт тоже с испанским танцем, и я очень переживала, что он 
прошел не так ярко, как мне хотелось, хотя молодая пара сразу обратила на себя 
внимание специалистов.
Мы долго готовились к новой постановке. Пересмотрели все спектакли, фильмы, 
связанные с историей Кармен. Я даже стала называть эту цыганскую красавицу 
Кармен с ударением на первый слог, как это принято у испанцев. Смотрели и книгу 
с иллюстрациями Пабло Пикассо. Несколько странная подготовка к тренировкам для 
фигуристов, не правда ли?
Но я убеждена в ее необходимости, и продиктована она временем.
Турнир в Сараеве завершил олимпийский четырехлетний цикл. И будучи на нем одним 
из самых внимательных зрителей, я осталась разочарованной. Разочаровало то, что 
многие пары похожи одна на другую. Нет яркого замысла, нет своего стиля. Просто 
набор красивых движений, исполняемых четко в музыку. Для современного уровня 
фигурного катания этого мало. Еще десять лет назад могло удовлетворить 
исполнение танцев в музыку и красиво, но сегодня все обладают хорошей 
поворотной техникой, все умеют правильно открывать руку. Дело даже не в новых 
элементах и трюках. Дело в новом направлении. Надо искать новые пути. Ведь в 
Сараеве только у чемпионов, да и у Бестемьяновой с Букиным, был произвольный 
танец, поставленный, по сути, на единую музыкальную тему. Это одна из форм 
поиска необычного решения. Обидно, что только два дуэта в мире пытаются что-то 
сделать.
Танцы сейчас самый популярный вид в фигурном катании, но его уже «подпирает» 
мужское одиночное, катание, где идет напряженная борьба, где на первое место 
реально претендуют восемь спортсменов. Если положение не изменится, танцы 
перестанут в скором времени быть такими же зрелищными, как сейчас.
В нашем виде спорта есть фигуристы, которые значатся чемпионами лишь в 
справочниках, а были и лидеры, как Пахомова — Горшков, Роднина — Зайцев, и 
спортсмены, не увенчанные наградами, как, например, Крэнстон, чьи имена надолго 
запомнились любителям спорта. Их программы можно назвать этапными.
Немалое влияние на развитие танцев оказали и Тор-вилл — Дин. Безусловно, 
английский дуэт один из выдающихся за последнее десятилетие. Их удивительная 
синхронность, редкая отточенность элементов, умение придать каждому элементу 
свой характер превратили обязательный танец в интересное зрелище. Но велики они 
не этим. Качество выступлений помогли им стать чемпионами, а вот редкая 
интуиция в творческом поиске сделала их лидерами. Именно они утвердили то, что 
сейчас называют сквозной темой в произвольном танце. Единую музыку и единую 
программу Джейн и Крис сумели заставить принять не только зрителей, но и судей. 
Последние программы Торвилл и Дин были настолько новаторскими, что они могли 
себе позволить нарушать правила, доказывая, что какие-то пункты нашего кодекса 
нуждаются в пересмотре. Их олимпийская программа на музыку «Болеро» Равеля 
просто завораживала зрителей.
Теперь, когда чемпионы ушли, можно услышать, что Бестемьянова и Букин их прямые 
наследники. О как хочется в это верить, тем более что сами чемпионы не раз 
говорили, что именно программы этой советской пары были для них постоянным 
стимулом в творчестве. Но спорт непредсказуем, в нем побеждают дебютанты, 
проигрывают фавориты, и заниматься спортивными прогнозами, уже доказано, 
бессмысленное занятие.
Вернемся к той необычной форме подготовки произвольного танца. Для меня в ней 
нет ничего странного. Наташа и Андрей должны войти в образ, почувствовать 
характер героев «Кармен». Ведь единая музыка подразумевает и общий сюжет. Наш 
новый произвольный танец—маленький балет, в котором есть завязка, кульминация и 
развязка. Эскизы костюмов, как и прежде, нам сделал Вячеслав Зайцев,
Я волнуюсь — чемпионским ли получился танец? Показывает ли он во всем объеме 
мастерство Наташи и Андрея?
Такова судьба тренера: все время опутан сомнениями. Весной — удачная ли выбрана 
музыка? Летом — правильно ли определен рисунок, хореография танца? Зимой — 
какие будут оценки? А осенью — удалось или не удалось сделать то, что задумано? 
Поистине — четыре времени года.
Как известно, Бестемьянова и Букин оказались вторыми на турнире газеты 
«Московские новости» в декабре 1984 года, а главное, что и на чемпионате страны 
в Днепропетровске в январе ничего не изменилось. Говорят, что судьям виднее. 
Однако не только мы, но и зрители не хотели согласиться с этим решением. Когда 
Наташа и Андрей закончили произвольную программу, на лед полетели букеты цветов,
 весь каток был сплошь усеян цветами. Можно, пользуясь профессиональной 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-