|
Лишь единицы, фигуристы-чемпионы, удостаиваются чести больших и торжественных
проводов в Москве. Но многие на протяжении долгих лет честно сражались за
сборную. Не всем суждено стать великими. И когда спортсмен уходит, он должен
попрощаться со зрителем. Мы провожали там и Костю Кокору, и Лиду Караваеву со
Славой Жигалиным, провожали Лену Гаранину, Игоря Завозина, Наташу Карамышеву,
Ростислава Синицина. Они не завоевали больших наград, но оставили свой след в
отечественном спорте. В сибирском турне, в последнем городе мы объязляем о
своем прощании со спортсменами прямо на катке, дарим юбилярам подарки, вся
команда выстраивается на льду вдоль бортов. Потом одиночник или пара, которая
уходит из спорта, демонстрируют свои лучшие номера и катаются в окружении своих
товарищей.
Только в этом турне на лед одновременно выходят все лучшие танцоры, или пары,
или одиночники — и параллельно показывают под музыку элементы обязательных
програмлл.
А в конце выступлений — невозможно удержаться от волнения, когда вспоминаешь,-—
все выстраиваются в линеечку посреди площадки. Долгое время возглавлял эту
линейку Саша Зайцев, он подавал команду, и фигуристы одновременно кланялись на
все четыре стороны. Потом делали круг почета — и зрители вставали.
Выдающиеся фигуристы
Людмила Пахомова — Александр Горшков.
С Милой нас связывала дружба с детства и совместное пребывание в группе
бесперспективных спортсменов на стадионе Юных пионеров. Нас с Милой переводили
одновременно все ниже и ниже, пока окончательно не свели к бесталанным,
уменьшая время занятий на льду. Одна отрада была в том, что мы любили ставить
сами себе программы и, как нам казалось, с большим успехом их исполняли. Затем
Мила ушла в парное катание, потом тренировалась у Виктора Кудрявцева и выиграла
как одиночница первенство России и, наконец, оказалась в танцах. Ее партнером
стал Виктор Рыжкин. Мила в те годы выходила на лед пухленькая, румяная, с
огромной прической — целая башня на голове. И их дуэт был первой серьезной
советской танцевальной парой. Пахомова и Рыжкин первыми в нашей стране показали
интересный произвольный танец, построенный на русской музыке. С этим танцем
можно было рассчитывать на приличное место в международном турнире. Мне кажется,
я никогда не сомневалась, что Мила одаренный в спорте человек, несмотря на
мнение тренеров о нас. Возможно, эта мысль родилась еще в ту пору, когда мы
восхищались друг другом на СЮПе. Как бы то ни было, я не помню, чтобы хоть раз,
в отличие от тренеров, потеряла веру в Милин талант.
Я последний год занималась у Лены Чайковской, когда, расставшись с Рыжкиным, к
ней пришла и Пахомова, искавшая для себя партнера. Хотя Пахомова и Рыжкин
сумели сделать в танцах немало, мне не нравился этот дуэт, я находила неудачным
подбор партнеров: Виктор Иванович, будучи опытным специалистом и одним из
лучших тренеров в стране, по темпераменту мало подходил Пахомовой.
Однажды Мила перед тренировкой сказала мне в раздевалке: «Ты знаешь, я нашла
себе партнера!» — «Кого?»—спросила я. «Ты его знаешь, очень красивый мальчик!
Вы учитесь в институте в одной группе». Красивые мальчики со мной вроде бы не
учились. «Ну, такой худенький, с большими глазами. С печальными».— «Кто это?» —
недоумевала я. «Саша Горшков». А Саша Горшков был тогда настоящий крючок, весь
согбенный, катался всегда с ужасными партнершами. И его неудачные партнерши мне
запали почему-то в память больше, чем его действительно прекрасные глаза.
Пахомова с Горшковым начали тренироваться вместе. На первом же тренировочном
сборе, который проходил у нас на Украине, в Плютах, Саша меня поразил. Он
проделывал такое количество работы, которое нам и не снилось. Мы бегали кроссы,
выполняли часовые пробежки на песке. Горшков опережал нас в три раза. Только
успеваешь выйти на дорожку, а он уже пропыхтел рядом и обогнал тебя. Смотришь —
уже бежит навстречу. Туда и обратно, туда и обратно, а мы, несчастные, гонимые
солнцем и Чайковской, мотались еле-еле. Занималась с ним не только Чайковская,
но и сама Мила. И с первого же года их выступлений, глядя на Пахомову, было
видно, какой спортсменкой она хочет стать, и не приходилось сомневаться, что
она ею будет. И «крючок» Саша распрямился.
Выступают Н.Бестемьянова и А.Букин
Работали Пахомова и Горшков так, что это время даже нельзя было назвать
тренировкой. Они с утра до вечера разучивали обязательные танцы на полу. Они
приседали вместе, шагали вместе, дышали вместе и овладели полной синхронностью
|
|