|
долго устраиваюсь, надо встать удобно, чтобы ни разу не покачнуться. Я не слышу
в этот момент никого, кто бы ни обращался ко мне с вопросом. Я дышу, шумно дышу,
ребята говорили, что на льду можно слышать мое дыхание. К тому же у меня
начинается такое сердцебиение, что, как ни дыши, воздуха в легких все равно не
хватает.
Я дышу, задыхаюсь, пульс у меня такой же, как и у них,— это проверено, измеряли,
Когда Роднина и Зайцев выходили на лед в Лейк-Плэсиде, у меня руки свело так,
что в течение получаса после их короткой программы кисти буквально окостенели,
и мне пришлось делать уколы, чтобы снять напряжение в руке и я могла бы
пошевелить пальцами.
Не люблю, когда стараются обратить внимание телезрителей во время выступлений
спортсменов на их наставников. Что там показывать? Тренер в эти минуты каменный
истукан. А я еще тихо голову начинаю втягивать в плечи. Пока она почти
полностью в шубе не исчезает. Отвлечься на что-нибудь, когда выступают твои
спортсмены, нельзя ни на секунду: надо все время их вести, управлять их шагом,
чувствовать каждое их движение. Мне кажется, что я передаю им и свои силы,
чтобы появились у ребят на льду дополнительные возможности. Я верю, что между
тренером и учениками во время соревнований существует какая-то необъяснимая
телепатическая связь. Может, действительно есть эта ниточка. Иначе отчего же я
чувствую каждый жест спортсменов так, будто сама на льду? Все выступление через
себя пропускаю. И замечаю ошибки, которые не видит никто. И ощущаю, когда
ребята устали, когда надо им помочь. Иногда за полчаса до старта я оказываюсь в
состоянии тревоги. Сделать с собой ничего не могу. Знаю, сегодня кто-нибудь из
них упадет.
Тяжело стоять у льда. Все равно что выходить на сцену. Привыкнуть к этому
невозможно. Состояние свое в эти минуты регулировать невозможно. Нельзя ни на
секунду расслабиться и выпустить воздух. Надо катать с ними и катать до самого
конца. Но вот когда они кончили, можно сбросить все напряжение и с улыбкой
смотреть в камеру. И пусть кого-то раздражают наши объятия. Ведь это все
естественно. Это первая и искренняя благодарность за совместно пройденный кусок
жизни. Потому что жизнь наша измеряется от проката до проката. Так месяцы
проходят, годы.
Неповторимые руки Иры Моисеевой
Помню, меня ругали дома, когда в Одессе, на чемпионате страны, Наташа упала и
все телезрители видели, как я от нее после выступления отвернулась. Не могла я
в эту минуту смотреть на Наташу, но не потому, что рассердилась на нее, а не
знала, что ей сказать? Ругать? Ругать сразу нельзя, надо разобраться, надо
понять, почему это случилось. Это надо и самой осмыслить, и ей дать возможность
подумать. Ничего ведь случайно не происходит.
Камеру в такие минуты не замечаешь. Живые ведь люди. И не актеры. Не хочется
улыбаться, когда проиграл. Вот когда победил, настроение другое, и радостью
этой возникает желание поделиться. Когда все хорошо, машешь рукой, прежде всего
домашним: мол, жива еще и могу сама передвигаться, А если твой ученик откатался
плохо, зачем улыбаться, зачем обманывать людей. Второй попытки у него не будет.
Я стараюсь сама и учу своих ребят вести себя всегда естественно. Быть
органичными в любой ситуации, в которой оказались.
Зал, зрителей я не вижу. Слышу только его реакцию. Да и в лица ребят я не
смотрю. Слежу за их ногами. По ногам я могу определить, с каким настроением они
катаются. Много лет назад я, выступая сама, во время проката посмотрела в глаза
моему тренеру Елене Чайковской, В ее взгляде было столько напряжения, что я
сразу же упала. С тех пор я смотрю выступления своих учеников, не поднимая глаз.
Вывести из состояния отрешенности, когда во время выступления твоих учеников ты
стоишь у льда, не может никакой человек и никакое событие.
Я наблюдала за другими тренерами во время соревнований. Все стоят, захваченные
целиком выступлением своих учеников. Никто не позирует, никто не следит за
камерами, а женщины-тренеры забывают, что они женщины и что их показывают
крупным планом. Все помнят только одно — они тренеры, И для них то, что в
течение пяти минут происходит на льду,— главное событие жизни.
Лично у меня никакого особенного напутственного ритуала никогда не было.
Родниной и Зайцеву я обычно говорила: «Ну, давайте, милые!" Впрочем, говорила
это скорее для себя, чем для них. Бестемьянова и Букин с последними аккордами
предыдущего дуэта становились рядом и смотрели мне в глаза. Я по очереди кивала
и одному и другому: мол, мы все трое готовы. Они кивали мне в ответ и выезжали
вперед, а я оставалась у кромки льда. Сколько раз я их уже так провожала?
Бестемьянова и Букин
Рассказывать о Наташе Бестемьяновой и Андрее Букине мне труднее всего. Они
сейчас моя первая пара. В них я влюблена, как когда-то была влюблена в Иру
|
|