|
Учитель Уесиба постоянно давал ученикам, особенно тем, у кого
излишняя привязанность к форме ограничивала движения, такие указания:
"В айкидо нет форм и закономерности. Естественные движения - это движения
айкидо. Его глубина велика и оно неисчерпаемо".
Значение этой установки, которую Основатель часто произносил в своем
собстенном образном стиле, может быть не совсем ясен. Для начинающих учеников,
изучавших различные формы и виды техники, эта установка противоречит всему,
чем их учат. Если в айкидо нет форм или связок, зачем учить разную технику?
Что подразумевается под естественными движенями? Могу ли я двигаться любым
путем, который прийдет в голову?
Первым делом нужно заметить, что установка Основателя
предназначена не для новичков, а для опытных учеников. Этот совет адресован тем,
кто достиг определенного уровня мастерства, но еще настолько привязан к форме,
что теряет естественность и текучесть движений, являющиеся основным
выражением айкидо. В реальном смысле его слова должны способствовать более
интенсивной работе опытных учеников на пути к достижению цели айкидо.
Классическая японская пословица говорит: "Входи в форму и выходи из формы". И
в искусствах культуры и в будо занимающийся должен сначала тренировать
форму и овладевать ей, но овладев ей, он должен от нее освободиться. Не
удивительно, что слова Основателя вызывают смущение тех, кому предстоит
долгий путь к мастерству владения формой.
Полное понимание этой установки возможно только для тех, кто
действительно тренировался и занимался айкидо много лет, кто освоил
принципы и движения, и кто серьезно думал о философии будо. Для этого
требуются как теоретические, так и практические знания базовых положений
айкидо, включая единство ki вселенной и индивидуальной ki, принцип входа и
сферического вращения на основе единства ki, разума и тела, а также
воплощение в движениях принципа работы с мечом.
Пожалуй, наибольно трудно уловить суть выражения
"естественные движения". Это выражение настолько часто употребляется,
что многие люди имеют свое, хотя и неправильное, представление о том что оно
означает. Но, в самом деле, скольких людей, действительно живущих
"естественно", мы знаем? Чем больше мы думаем о смысле слова "естественный",
тем сложнее становится объяснить его.
Как должен ученик, занимающийся айкидо, понимать значение
"естественных движений" и их связь с движениями, относящимися к изучаемому им
искусству? Где ключ к раскрытию этого значения, и с чего надо начать? Если
привести сначала вывод, то я верю, что это означает точное и тщательное
восприятие нами естественных процессов, пронизывающих вселенную и влияющих
на наши тела и нашу жизнь.
Что бы мы ни думали, существенно достичь прямого контакта и воспринимать
в чистом виде изменения явлений природы - в атмосфере, погодных
условиях или окружающей среде. Делая это, мы должны открыть свои чувства
и тела для природы и взаимодействовать с ней. При этом не надо
ни заставлять ее удовлетворять нашим требованиям, ни специально
исключать отдельные ее проявления, ни использовать е в своих собственных
целях. Мы должны видеть явления природы такими, какие они есть, и проникать в
глубь истинно реальной природы.
Конкретным примером может быть участие учеников в интенсивных
летних и зимних занятиях. Они постоянно принимают жару и холод такими,
какие они есть, получая удовольствие от жары в жеркие и от холода - в морозные
дни. Когда люди собственными телами познают жару и холод, они знают как
реагировать на них и приходят к пониманию того, насколько хорошо можно
себя чувствовать в неудобных или неблагоприятных условиях. Эта
близость собственного тела к природе является первым шагом к постижению
природных путей.
Хорошо известно, что на наше физиологическое состояние оказывает
влияние погода. Ясным, солнечным днем наш разум чист, а тело легко, настроение
приветливое и спокойное. В облачные, дождливые дни настроение падает, и
тело становится непослушным, в атмосфере чувствуется тяжесть. В определенные
дни разум и тело находятся в неустойчивом состоянии, а если дует ветер, то
легкий бриз способствует хорошему самочувствию, а ураган вызывает
беспокойство. Даже на уровне столь обычных явлений мы видим тесную связь
между природой и людьми. Что касается более резких сезонных изменений, то
они затрагивают не только температуру и влажность. Жизненные циклы растений
и животных также резко меняются. Растения растут, цветы цветут, листья
распускаются, фрукты созревают, потом все неизбежно стареет и умирает. Такие
изменения тонко действуют на разум и тело человека. Мы знаем , что режим
приливов и отливов управляет жизнью морских организмов, оказывая влияние также
на чувства и поведение людей. Извержения вулканов и землетресения приводят к
резким изменениям условий жизни на Земле что, в свою очередь, влияет на
человеческую жизнь. Все живые существа составляют большую сеть, за счет
своей взаимосвязи и взаимозависимости.
Если мы полностью признаем влияние на людей явлений природы и ее
изменений, мы признаем также, что они каким-то образом связаны с нашим
собственным пониманием смысла жизни. А когда мы приходим к пониманию и
осознанию человеческой жизни, то наша жизнь становится ближе к природе и к
вселенной. Это укрепляет наше понимание естественности. В айкидо
проявленим этого служит выражение будо, основанное на активном использовании ki.
Именно в этом смысл высказывания: "Естественные движения - это движения
|
|