|
обсудить свое решение. К нашему великому удивлению и
удовлетворению большинство учеников продолжало занятия айкидо в течение
многих лет. Накконец, несомненно, производит впечатление серьезность и
сосредоточенность, показываемая молодыми учениками на занятиях. Эти
качества, безусловно, необходимы всем занимающимся айкидо - и новичкам и
опытным ученикам. Об этом мы никогда не должны забывать.
Недавно младший инструктор Hombu Dojo, который вел занятия в детском
классе филиала Школы, высказал удивление быстрым прогрессом
занимающихся. Он был поражен их интересом к занятиям, открытостью и
готовностью многократно повторять одни и те же движения. Он обнаружил
также, что они очень восприимчивы и могут уловить мысли и настроения
учителя по его выражениям, манере разговора или взгляду. Фактически если бы
учитель насправедливо наказывал или хвалил учеников, они бы его не
уважали. Этот инструктор вел занятия пятнадцать лет, но только занимаясь
с детьми он понял, что дух гармонии и истинной любви - основа обучения
айкидо. Он говорил также, что уча детей базовой техника айкидо он учился у них
основам любви и гармонии. Интерес к айкидо и желание заниматься у детей
значительно превосходит представления большинства взрослых.
Методика занятий с детьми и подростками отличается от используемой
для взрослых, но база и последовательность остаются теми же. Как и в
классе для взрослых ученики начинают с подготовительных упражнений, таких
как funakogi (гребля на лодке) и furitama (развитие ki). Эти упражнения
были разработаны Основателем, когда он понял, что "личность по сути не
отличается от вселенной", как способ развития связи собственного центра с
универсальной сущностью.
В упражнении, имитирующем греблю на лодке, нужно поставить одну ногу
вперед, а вторую назад, и как бы взять в обе руки весла. Таз становится
центром повторяющихся движений вперед и назад, напоминающих движения при
гребле. За счет движений взад-вперед ki накапливается в центре, что
способствует соединению разума и тела. Ученикам действительно
нравятся ритмичные движения, несмотря на необычность названия упражнения и
входящих в него движений.
После этих предварительных упражнений ученики изучают страховки
перекатом вперед и назад и тренируют движения, направляемые круговым
движением партнера. Это называют тренировкой ukemi, при этом ведущий
называется nage, а ведомый - uke. Далее, они переходят к перемещениям и
работе на коленях, называемым shikko и suwari waza. поскольку японцы почти
утратили обычай сидеть в формальном положении на татами, я опасался, что эта
техника вызовет протест или трудоности у детей. Это оказалось не так, и к моей
радости им действительно понравилась работа внизу.
Эти упражнения внизу основаны на seiza- формальном положении сидя. Как
только это положение становится естественным положением сидя, что требуется в
начале и в конце каждого занятия по айкидо, это само по себе ведет к развитию
правильного понимания этикета.
С древних времен одной из установок будо было #" Начинайте с этикета и
заканчивайте этикетом" Этикет, которому учат в айкидо - взаимоуважение,
внимание к окружающи, чистота - не вырабатывается насильственно за счет
внушения и наказания. Он является естественным следствием обучения
правильному сидению в положении seiza и тренировки базы suwari waza.
Правильное положение тела дает правильное направление разума. Это справедливо
для каждого ученика, который на основе своего центра и собственной инициативы
будет чувствовать желание вести себя в соответствии с самыми высокими
стандартами поведения.. Воспитание этикета - важный аспект тренировки всех
занимающихся айкидо.
Сидячее положение seiza- формальное положение, ринятое в Японии с
древних времен, служит источником природного этикета, закрепляемого в
сознании людей. Я считаю, что даже если обычай seiza будет уходить из
повседневной жизни, его духовные и этические корни так просто не
исчезнут. И когда я вижу детей, сидящих в seiza выпрямив спины и держа руки на
сложенных коленях, я снова чувствую, что это положение должно занимать
уентральное место в тренировках по айкидо.Это источник правильного этикета,
это основа многих видов техники, и это существенный компонент хорошей
тренировки.
Наблюдая лично занятия айкидо для детей и подростков я пришел к
заключению, что решение об открытии класса для них оправдано. В то же
время, я ощущая ответственность за правильную передачу им моральной и духовной
сущности айкидо. Это особенно актуально в современных условиях, когда
молождежные проблемы становятся общемировыми. Нельзя обвинять в этом только
молодежь, взрослые тоже должны нести ответственность.
Ранее я отметил, что некоторые люди неправильно понимают что такое айкидо.
Теперь я должен сказато, что есть люди, неправильно понимающие назначение
айкидо. Это особенно характерно для родителей, чьи дети не такие
агрессивные и сильные как другие - они заставляют детей заниматься айкидо,
чтобы решить свои проблемы. Думать, что занятия айкидо сделают детей
крепче и сильнее, несправедливо и по отношению к своим детям, и по
отношению к айкидо. Айкидо отвергает любые формы насилия, оправданные и
неоправданные. В другом случае мы бы на увидели отличий от видов боевых
искусств, где отправными моментами являются борьба и победа.
Рискуя повторяться я все же хочу еще раз сказать что айкидо - это
духовный путь, и его идеал - достижение гармонии и любви. Развивая разум
|
|