|
ка
рассекает воздух над твоей головой, твой ум движется
в направлении меча. Когда меч движется вправо, твой
ум следует в ту же сторону; когда меч движется влево,
твой ум действует так же, и так далее.
Смысл слов «воспринять (изменение) невозможно»
также важен для боевых искусств. Они означают, что
поскольку ум не останавливается нигде и ничего не
оставляет после себя, его нельзя воспринять (то есть
понять, каков он) наверняка. Эти слова имеют важное
значение. Спокойный, незадействованный ум «даст
дорогу» технике боевых искусств. Ум, застывший и пе
реставший меняться, приведет к краху.
Хотя ум, не имеющий цвета и формы, нельзя воспри
нять глазом, он легко распознаваем, когда останавли
вается на чем-то. Подобно тому, как белый шелк стано
вится красным, когда его покрывают красной краской,
и человеческий ум становится видимым, когда он окра
шен эмоцией или мыслью: например, тайная привязан
ность девушки к юноше проявится рано или поздно. Это
подтверждает пословица: «Если твой ум что-то скры
вает, об этом расскажет твое лицо».
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И ДЗЕН
У боевых искусств и буддизма есть много общего, осо
бенно это касается течения Дзен. Самое главное сход
ство в том, что они не одобряют застывший ум или точ
ку зрения, которая не меняется. В ответ на стихотворе
ние, написанное буддистом Сайгё в публичном доме в
Егучи, женщина прочла следующее стихотворение:
Не временным ли, как этот дом, приютом должен стать мир для
служителя небес? Надеюсь, твой ум не останется здесь после тебя.
Во второй строке сказано нечто очень важное для
изучающих боевые искусства. Независимо от того, какой «гокуи» — «секрет
мастерства» — ты изучаешь, ты по
терпишь поражение, если остановишься на одной неиз
менной технике. Важно тренировать свое умение не
позволять уму останавливаться на одной точке.
ВСЁ КРОЕТСЯ В ОБЫЧНОМ СОСТОЯНИИ УМА
Мастер стратегии — тот, кто постиг все тонкости тех
ники, а затем отказался от нее. Он всегда действует
в своем естественном состоянии ума. Это в равной сте
пени относится ко всем сферам жизни. Если стратегом
владеет мысль продемонстрировать искусство боя — он
болен боевым искусством. Если лучником владеет мысль
о том, чтобы стрела попала в цель, — он болен стрельбой
из лука. Только в своем обычном состоянии ума ты смо
жешь свободно владеть мечом, луком и стрелами.
Естественный ум важнее всего. Если ты попробуешь
говорить в каком-то другом состоянии ума, твой голос
будет прерывистым. Если ты попытаешься рисовать
иероглифы в присутствии других и потеряешь естествен
ное состояние ума, твоя рука дрогнет и ошибется. Многим
конфуцианцам почему-то не удается понять истинность
такого открытого ума. Они целиком одержимы одной-
единственной идеей о «кеи», которое навряд ли является
высшим состоянием ума. На самом деле, это лишь ран
няя стадия тренировки ума. Руководство по изучению кэмпо Учителя Иттосаи
Котода Яхей Тосисада
«Когда душа и меч сливаются воедино, ты можешь
свободно действовать в любой ситуации»
СТИЛЬ ИТТОСАИ разработал Ито Иттосаи Кагехиса.
Сведения о его жизни туманны, многие вопросы оста
ются без ответа. Ни один из систематических коммен
тариев, написанных мастерами ранней школы Итто, не
сохранился до нашего времени.
По данным «Хончоубугисёуден» («Обзор биографий
мастеров боевых искусств императорского двора»),
труда, написанного в 1716 году, мастер родился в Идзу
и изучал стиль меча Чудзю, им руководил Канемаки
Дзисай. Иттосаи путешествовал по разным странам и
тридцать три раза вызывал на смертельный поединок
мастеров боевых искусств. Сохранились свидетельства
о том, что его стиль был поистине Божественным — на
столько, что не поддавался никакому описанию.
Автор упомянутого труда, Тосисада, был внуком
Тосинао, вассала дома Ходзё Одавара. Тосисада обучался
у Ито, когда тот посетил этот дом. Тосинао скомпилиро
вал учение Иттосаи через полвека после Иттосаи, когда
в стране сохранялся относительный мир. В то время
поиски справедливости и нравственности были отверг
нуты и заменены чистым теоретизированием. Чт
|
|