|
то
вокруг, — действие. Поскольку существует слива (сущ
ность), сливовое дерево цветет, играя всеми красками и
источая аромат (действие).
Таким же образом — поскольку воля существует
внутри тебя, твои действия совершаются снаружи тебя:
ты наносишь удары, расставляешь ловушки, прини
маешь атакующую и защитную позиции и тому подобное.
Воля, проявляющаяся внешне, называется «сайо» —
«действие».
Только великая воля завершается великим действием.
Ум настоящего Мастера Дзен настолько свободен, что
все, что он говорит или делает, всегда отвечает Пути —
природе вещей.
ВСЕ ТЕЛО ОТРАЖАЕТ ЕГО СПОСОБНОСТИ
«Дзинту симпен» («Божественное искусство транс
формации») не означает, что боги спустились с небес на
землю и творят чудеса. Оно характеризует того, кто
способен к полностью свободному действию.
«Даю» — «великое действие» — можно описать через
действия (движения меча, прыжки, завладение мечом
противника, удары и так далее), в которых не присутст
вуют стандартные приемы. Но даже если ты пренебре
гаешь необходимостью регулярно тренировать и укреп
лять свою волю, «даю» все равно возникнет при необхо
димости. Например, когда ты находишься в комнате,
следует взглянуть на потолок и удостовериться, что там
нет ничего, что могло бы упасть на тебя.
Когда ты садишься рядом с дверью или ширмой,
держи ум настороже: в любой момент дверь может
открыться, а ширма — упасть. Будь начеку, когда про
ходишь через ворота. «Ки», или воля и суждение, долж
ны всегда быть настороже.
Если ты сохраняешь внимательное «ки», ты сможешь
быстро действовать в любой неожиданной ситуации.
«Даю» — это и есть такое быстрое действие.
Если «ки» -— незрелое, «сайо» не проявится. Продол
жая тренировать свой ум, ты достигнешь зрелого «ки», которое позволит
возникнуть «даю». Если «ки» жестко
зафиксировано, «сайо» также не проявится. Когда «ки»
достигает высшей степени развития, оно распространя
ется по всему телу; следовательно, «даю» также будет
возникать в любой части тела.
Если ты полагаешься только лишь на результаты
тренировок, ты можешь оказаться неспособным поднять
руку, встретив обладающего «дайки даю». Это называют
«мидзумэ» — «поражение взглядом».
«Мидзумэ» — это состояние забытья, в котором ты
настолько глубоко поглощен взглядом обладающего
«дайки», что забываешь о мече. Даже если это происхо
дит всего лишь мгновение, это может привести к твоему
поражению — как в истории с крысой, которая оступи
лась и упала с потолочной балки из-за того, что за ней
наблюдала кошка. Человек с «дайки» по отношению к
человеку без «дайки» — как кошка по отношению к крысе.
ДЕЙСТВИЕ, СВОБОДНОЕ ОТ ШАБЛОНОВ
Дзен-буддизм учит: «Там, где "даю" раскрывает себя
целиком, нет следования правилам и стандартам». По
стигший «дайки даю» не придерживается правил и от
работанных шаблонов.
Твердые правила и стандарты необходимы в каждой
области жизни. Но достигший совершенства может за
быть о них и действовать с полной свободой. Человек
«дайки» — именно таков.
«Ки» — состояние ума, готового к чему угодно. Если
«ки» жестко, оно удерживает ум и тем самым лишает
его свободы. Свободное действие называется «даю» и
возможно лишь тогда, когда совершенное «ки» распро
страняется по всему телу.
ТРЕНИРУЙСЯ СКРЫВАТЬ СВОЙ УМ
Существует высказывание: «Ум изменяется по мере
того, как изменяется то, что его окружает. Такое измене
ние — настолько тонко, что воспринять его невозможно».
Оно чрезвычайно важно в боевых искусствах — в такой
же степени, как и в постижении Дзен. Тому, кто незна
ком с Дзен, может быть сложно понять эту мысль. Применительно к боевым
искусствам слова «то, что
окружает» — это разнообразные движения противника.
Таким образом, мудрость Дзен утверждает, что твои
мысли меняются по мере того, как меняются движения
противника. Другими словами, когда меч противн
|
|