|
и.
• Бессердечие, лживость, отсутствие сострадания.
• Привычка вмешиваться, не обращая внимания на
обстоятельства.
• Видимая слабость и внутренняя пустота.
• Робость и скрытность, плохие поступки, совершае
мые за чужой спиной.
Лидер должен исправлять себя, опираясь на «десять
правильных мыслей»; убеждать подчиненных тоже им следовать и расширять свои
горизонты, опираясь на
«девять добродетелей». Кроме того, лидер должен быть
уверен, что правильный человек задействован в пра
вильном месте. Каждый может полностью проявить свои
таланты, если будет исправлять свои недостатки, сле
дуя советам добрых и мудрых.
Правитель династии Тэй очень твердо знал, что хо
рошее — хорошо, и все равно не пытался использовать
хороших людей во благо. Он также знал, что плохое —
плохо, но не пытался избавиться от плохих людей. Это
и привело его к краху.
Организация или система перестанут функциониро
вать, если «десятью правильными мыслями» и «девя
тью добродетелями» пренебрегают. Храни их в своем
сердце и не забывай о них! «Не отвергай вечных ценностей
в погоне за преходящими»
«САЙ-КОН-ТАН» — собрание эссе Коу Дзи Сэй
(1573-1619), гражданина династии Мин. Он писал под
псевдонимом Кансёдодзин, его настоящее имя было
Оумэй; но остальные сведения о нем покрыты тайной.
Этот труд появился во времена, когда древняя динас
тия Мин была ослаблена многочисленными пробле
мами — развиваясь в течение долгого времени, они
подорвали жизнеспособность всей системы. Это было
сродни упадку многих известных нам из истории госу
дарственных и общественных систем.
Самый примечательный аспект «Сай-Кон-Тан» —
описание различных характеристик человеческой на
туры. Хотя мы всегда стараемся быть честными сами с
собой, иногда мы поворачиваемся к реальности лицом,
а иногда — спиной.
Важный элемент учения Коу Дзи Сэй — взаимоот
ношения человека и общества. Человек не может суще
ствовать вне общества. Даже когда он теряет всякую
надежду, у него не остается другого выбора, кроме как
жить среди других. У человека есть только два выхода:
первый — искать спокойствия ума, живя душой в иде
альном мире, второй — пытаться изменить общество,
объединившись с теми, кто разделяет его устремления.
Книга также советует, как не погрязнуть в житейских
мелочах. Автор подчеркивает важность смирения
желаний и плодотворной жизни в предельно простом
(в материальном смысле) окружении. Эта книга состоит из двух частей. Первая
описывает
правила, необходимые для жизни в обществе. Во вто
рой части обсуждается радость единения с природой и
ухода от шумного, деятельного мира: здесь суммирова
ны мысли Коу Дзи Сэй, воплощающие изящное равно
весие между этими двумя направлениями. Каждый че
ловек при рождении обладает единением с природой, но
в течение жизни это свойство теряется, и только про
светление восстанавливает равновесие в отношениях с
природой. Книга подчеркивает, что истинное просвет
ление возвращает человека к пониманию ценности про
стейших из вещей и единению с природой.
КАК ДОСТИЧЬ ИДЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УМА
В мире работы и активности идеальное состояние ума
достигается только свободой ума — независимо от
работы или стиля жизни. Если тебя ставят в тупик
внешние события, причина — в замешательстве твоего
ума. Но если достигнуть независимости ума, то даже
обычный мир станет миром правды. Если же ее нет, то,
даже став монахом, человек ничем не будет отличаться
от обычных людей. Спокойствия сердца можно достичь,
отказавшись от желаний и алчности. Не надо смотреть
на мир с недовольством, считая, что он наполнен стра
даниями. Обретя безоблачное сердце, ты не будешь
встревожен событиями в мире, тебе не будет нужды
искать тихое, спокойное место. Для богатых и облеченных высоким положением в
обществе особенно важно иметь сострадание к бедным.
Если ты наслаждаешься юностью и предаешься развле
чениям, в какой-то момент ты поймешь, что жизнь ск
|
|