|
АХ
Поскольку Будда, Конфуций, Кусуноки, Масасиге,
Такеда и Синген не служили клану Набесима, то в том, что
касается этого клана, на их слова полагаться не принято. Неважно, насколько
велики теории и принципы, — если
не принимать во внимание конкретные обстоятельства,
возникнут проблемы и все эти теории станут бесполезны.
Следовательно, в качестве исходной предпосылки
следует внимательно изучать свои собственные обсто
ятельства.
СТРЕМИСЬ К ВЫСОКОМУ И ДЕРЖИСЬ
ЗА СВОИ СТРЕМЛЕНИЯ
Воину Набесима не нужны ни сила, ни особые умст
венные способности; все, что необходимо—быть стойким
в своей преданности дому Набесима. Нет неполноцен
ных людей, и до тех пор, пока при тренировках воин не
будет испытывать огромную гордость за себя, — всё
впустую. Тренируясь, воин должен думать о том, что
только он один в ответе за процветание дома. Если воин
не занимается с такой страстью, тренировки не прине
сут плода.
ВОИН ПОСТИГАЕТ СУЩНОСТЬ БУСИДО,
КОГДА ПРИНИМАЕТ СМЕРТЬ
Когда приходится выбирать между жизнью и смертью,
единственный выбор — смерть, которая не так уж трудна:
нужно всего лишь быть к ней готовым. В Бусидо сказано:
«Почетная смерть — умереть во имя дела, даже если
цель осталась не достигнутой». Когда человек выбирает
смерть во имя дела, это не обязательно означает, что его
выбор был верен. Большинство людей убедительно обо
сновывают свой выбор, поскольку они скорее предпоч
тут жизнь смерти. Если суждение оказалось ошибоч
ным, придется переносить стыд, терпя насмешки. Но
когда тот же человек погибает во имя дела, даже если
его оценка ситуации была неверной, уже не имеет зна
чения, какой назовут его смерть: почетной или безрас
судной. Такой должна быть позиция последователей
Бусидо.
Убежденный последователь учения должен постоянно,
денно и нощно, дисциплинировать себя, чтобы избавиться
от привязанности к жизни. Только так он сможет стать
истинным воином. Фраза «Почетная смерть — умереть во имя дела,
даже если цель осталась не достигнутой» — наиболее
знаменитые слова всей книги Ямамото. Она стала деви
зом молодых людей, сражавшихся во Второй мировой
войне. Крайне важно отдавать себе отчет в наших се
годняшних ценностях и сравнивать их с этой краткой
квинтэссенцией ценностей воина прошлых лет. В лю
бую эпоху принятие этого утверждения за истину —
великий подвиг. Не оттого ли в жизни наших современ
ников нет счастья, что они неспособны иметь конкретные
цели и идеи, за которые с готовностью отдадут свою
жизнь?
КАК ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
Люди часто полагают, что сложные вопросы могут
быть решены только путем глубочайших раздумий.
Однако независимо от того, насколько глубоко мы за
думываемся, решения, основанные на эгоистических
интересах и субъективной точке зрения, будут ошибоч
ными. Избавиться от корыстных мыслей при принятии
решений труднее всего, но трагических ошибок можно
избежать, если смотреть на вещи объективно. Чтобы
уничтожить корыстные побуждения, обратись к мудрости
прошлого и ищи мнения непредвзятых людей. Тот, кто
способен прислушаться к чужому совету и выслушать
других, превосходит тех, кто советует ему или крити
кует его.
КАК УБЕЖДАТЬ ДРУГИХ
Беседуя с человеком, прежде всего, определи его
характер и действуй соответственно. С теми, кто любит
поспорить и отличается сильной волей, притворяйся,
что уступаешь, чтобы не создавать проблем. Выиграв
или проиграв спор, не таи злобы. Когда пытаешься
убеждать, не создавай себе врагов — напротив, умно
жай число тех, кто симпатизирует твоим взглядам.
В крайнем случае, постарайся сделать так, чтобы про
тивник остался нейтрален. БУДЬ РЕШИТЕЛЕН
Существует афоризм: «Решение должно быть при
нято прежде, чем ты вдохнешь и выдохнешь семь раз».
Принять решение, но не суметь его осуществить — не
мудро; но именно так происходит в семи случаях из
|
|