|
и
спасаться от смерти — две разные вещи.
НЕПОКОЛЕБИМОСТЬ
Когда твой ум тверд, ты можешь правильно реаги
ровать на происходящее вокруг; однако покушения на
твою жизнь более чем достаточно для того, чтобы нару
шить покой ума. Ты можешь достойно расстаться с
жизнью, но весьма легко потерять всю свою непоколе
бимость, цепляясь за жизнь.
КАКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО?
Лучше всего, чтобы твой ум был неподвижен. Только
когда твой ум устойчив, ты способен верно судить о том,
как следует реагировать. Точные суждения порождены
неподвижными умом и сердцем. У тебя есть преиму
щество перед противником, если твои ум и сердце хо
рошо подготовлены.
«Использовать инициативу» — не обязательно озна
чает первым атаковать противника. Самое главное в кэн-
дзюцу — атаковать, когда ты защищаешься, и защи
щаться, когда атакуешь. Независимо от обстоятельств,
будь готов ответить быстро. Кадзуми Табата
«Победа в схватке порождена расслабленностью ума»
ЭТА КНИГА по-новому анализирует классические
труды о боевых искусствах, стратегии и тактике. В ней
отражены авторские выводы на основе опыта, приобре
тенного посредством:
• Устных наставлений, полученных на тренировках
у Исао Обаты (ведущего ученика Гичина Фунакоси,
«отца современного каратэ») и Исао Тамоцу (создателя
Шаолинь-каратэ).
• Изучения дзюдо, кэндо, иайдо, айкидо, дзю-дзю-
цу, кобудо, каратэ и других боевых искусств.
• Исследований в области медитации, религии,
визуализации и спортивной психологии.
Следует признать, что наставления классиков ста
рины, помимо прочего, помогают достичь и тех целей,
к которым мы стремимся сегодня. Автор полагает, что
совершенствование в боевых искусствах — это путь к
просветлению. С этой точки зрения для внутреннего
развития и самовыражения изучение «искусства меча»
сродни игре на музыкальном инструменте. Только имею
щий спокойный, непоколебимый ум может свободно
применять ту или иную технику. В этой главе представ
лены подходы к тренировке, которые позволят ученику
поддерживать такое состояние ума даже перед лицом
превосходящего противника. БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП ТАКТИКИ
В японском языке есть слово «кёдзюцу». «Кё» озна
чает «пустота», а «дзюцу» относится к способности что-
либо делать. В уме «кё» и «дзюцу» всегда появляются и
исчезают. Воспринимая любое изменение «кё» или
«дзюцу», следует поразить «пустоту» (то есть просвет
или слабое место в защите противника) со всей мощью,
или «дзюцу». Чтобы поразить «пустоту», необходимо
точно рассчитать время. Базовый принцип тактики —
уловить шанс на успешную атаку через восприятие из
менений в «кё» и «дзюцу» противника.
ГОТОВНОСТЬ К БОЮ
Тело и душа тактика всегда должны быть готовы к
сражению. Не готовый к нему становится на путь, веду
щий к поражению. В схватке важно знание того, какую
технику применит противник, — чтобы избежать пора
жения, нужно внимательно наблюдать за движениями
противника, выяснять его намерения и наносить удар
первым. Победа в схватке порождена расслабленностью ума.
Чтобы в бою не на жизнь, а на смерть сохранить способ
ность спокойно судить, нужен хорошо подготовленный
ум. В серьезном поединке боец сможет действовать по
собственной воле, сохраняя спокойствие ума, если он
строго относится к телу и уму, тренируется каждый
день, готовит себя к смерти и погружает ум и тело в
страх. Если он не тренируется серьезно, его дух ослабеет
и в критической ситуации ему не хватит сосредоточен
ности.
«ФУНДАМЕНТ» УМА
Для победы над противником важно создать прочное
основание, на котором мог бы покоиться ум. Если оно
создано, то победа почти всегда будет в руках бойца.
Строя «фундамент» ума, следует постоянно помнить
следующее:
• Думай о противнике, как о горсти праха, с самого
начала не воспринимай его серьез
|
|