|
позволить себе спорить с судьями, в игре оставался предельно собранным. Матч
Метревели с Орантосом в Кубке Дэвиса. Алик уступает в первых двух сетах,
потом отыгрывается, в решающей пятой партии проигрывает - 4:1. Но в конце
концов все же выиграл. Выцарапал. У Орантоса сводило руку, когда закончился
матч. Алика же свело всего: пах, ноги, мышцы рук - его унесли с корта.
Во время своих матчей Алик со мной разговаривал. Если ему кажется, что
мяч в ауте, я должна подтвердить: "Да, в ауте", хотя ясно видела, что он
попал в площадку. Если не соглашаться с ним, он начнет волноваться, ведь
Метревели любит всегда быть правым. Глупо подсказывать ему - играй влево. Он
нуждался в другом: кто-то должен сидеть рядом, поддерживать его.
Тренерам запрещено подсказывать по ходу матча. Алик смотрит на меня, а я
должна обязательно махнуть головой: или "да", или "нет". Тренеры выработали
для нас целую систему знаков, и я, сидя на трибуне, махала руками и
подмигивала, хотя до сих пор сомневаюсь в целесообразности этих подсказок.
Но если спортсмен во время состязаний нуждается в контакте, он должен его
иметь.
Однажды в Каире, когда закончился матч, он сел на корт и сказал: "Играть
больше не буду. Ты посмотри на мои ноги, - и начал срывать с них куски кожи,
- разве можно с такими ногами играть, завтра я проиграю шесть - ноль. Шесть
- ноль". Я начала упрашивать: "Ну, Алик, давай попробуем как-то залечить
твои ноги, давай вызовем врача..." На следующий день он на тренировке,
разминаясь, кричал: "Разве это тапочки?! Выкинуть их к чертовой матери, я
играть в них не могу!" Я снова: "Ну, Алик, ну, пожалуйста. Выйдешь,
попробуешь, можешь играть или нет". Вечером он выходит на матч, и не было
момента, чтобы он не побежал за каким-нибудь мячом, чтобы он не боролся. Он
продолжал играть с дикой болью в ногах, с больным коленом, потому что
операцию ему сделали неудачно и в суставе собиралась жидкость, которую
полагалось все время откачивать. Колено разбухало, Алик сам его массировал.
Его воля действовала на всех советских теннисистов, без исключения. Я
играю финал первенства Европы с венгеркой Сабо. Она соперницей для меня
никогда не была, первый сет я выигрываю 6:0. Потом я распускаюсь, проигрываю
второй сет. В третьем, решающем, я начала волноваться, у меня жуткий
мандраж.
Происходит какая-то глупистика. Я хныкаю, мне кажется, меня засуживают,
потому что судья венгр. И тут же мне действительно засуживают мяч. Я начинаю
спорить. Алик, который сидит у корта, командует: "Морозова, подойди сюда".
Тогда это еще разрешалось. Я подхожу. "Ты сейчас уступишь этот мяч,
прекратишь ругаться и выиграешь". Я не могла даже подумать, что можно
нарушить приказ Метревели. Я выиграла матч и стала чемпионкой Европы. Не
успела я тогда сказать Алику спасибо, ведь он нашел единственные слова,
приведшие меня в чувство.
Когда я стала что-то собой представлять, начала проявлять свой характер в
миксте. Мне надоела постоянная ругань Алика, тем более в тех ситуациях, в
которых я не была виновата. Мы играли на Уимблдоне, и он на меня кричал: "Ты
можешь принять кроссом?.." Я отбивала кроссом и слышала: "Как ты принимаешь,
надо же свечку кинуть!" Я уже настолько задергана, что плохо соображаю, что
делаю. Я кидала свечу по центру, он кричал: "Что ты делаешь, надо свечу по
линии". Наконец, я взорвалась: "Что ты безобразничаешь? В конце концов,
посмотри, как сам играешь". Я сказала эту фразу, и сет кончился через десять
минут нашим поражением. Во время перехода я поняла, что мы проиграли сет в
полуфинале Уимблдонского турнира из-за меня, здесь не следует проявлять свой
характер, а лучше подумать о том, как войти в финал. Я сказала: "Алик, я не
права, исправлюсь". И мы выиграли следующий сет. Потом выиграли матч и
второй раз вошли в финал.
Или другой случай. Мы играем в Тбилиси, на центральном корте. Надо ли
говорить, что такое теннис в Тбилиси, когда в городе играет Метревели. Алик
- герой, я рядом с ним, на нашем счету уже много побед. В Тбилиси от нас
ждут только выигрыша. Выходим против молодых Лены Гранатуровой и Саши
Богомолова. Саша - левша, Лена безошибочно бьет справа. Игра у нас с Аликом
не идет. Алик зудит под каждый мяч. Я уже плачу, он начинает ругаться.
Причем ругаться так, что мне неудобно рядом с ним стоять на корте, возраст у
меня уже не девичий, я заслуженный мастер спорта, а он меня несет и несет. Я
на Витю, своего мужа, смотрю, он мне показывает жестами: "Терпи, не обращай
внимания". Слезы стоят в глазах. Еле-еле, невероятными усилиями мы
выигрываем этот матч. С корта уходим в разные стороны. Я подхожу к мужу и
говорю: "Витя, я больше с ним играть не буду, я больше не могу". Он мне:
"Ну, что ты, Оля, не хочешь, не играй".
В Тбилиси корт как бы в чаше, мы сидим внизу, на самом дне. Только успела
сказать, что играть никогда не буду, как Метревели сверху кричит: "Морозова,
я столик заказал, идем ужинать!" Витя говорит: "Оля, ну что тут сделаешь,
это же Алик!"
В команде конца шестидесятых я была младшей по возрасту и, конечно, надо
мной все время подшучивали. Вместе с Метревели и Сережей Лихачевым мы
отправились в Мексику, на предолимпийскую неделю. Метревели назначили
руководителем делегации, Сережа Лихачев - комсорг, я - "массы". В то время
Витя ухаживал за мной, писал мне открытки, которые они у меня выкрадывали.
"Вот Витюшка тебе написал то-то и то-то. А ты что ответила?" Такое
издевательство над несчастной влюбленной девочкой совершенно добивало. Я
плакала, но на них ничего не действовало. Иногда они отвлекались от меня и
сталкивались друг с другом. Однажды Мэтр (так называли ребята Алика) забыл в
|
|