|
Старостин (оба-«Спартак»), Корчебоков («Динамо»)-Леута, Ан. Старостин
(оба-«Спартак»), Ремин – Лапшин, Якушин, Смирнов, Павлов, Ильин (все –
«Динамо»).
Уже по приезде в Париж узнали, что Руди Хиден против нас играть не будет. У
него произошел какой-то конфликт с владельцем клуба Леви, и тот, пользуясь тем,
что знаменитый вратарь, согласно контракту, стал фактически его
«собственностью», на долгий срок вывел Хидена из состава и всячески третировал
его. Вот тут-то профессиональный футбол и предстал перед нами своей
неприглядной стороной. Видимо, чтобы досадить Леви, Хиден встречался с
руководителями нашей спортивной делегации, после чего было опубликовано его
заявление. В нем он говорил, что готов поехать в СССР работать по своей прежней
специальности – хлебопеком, играть в футбол и тренировать одну из команд. Не
знаю, по этой или по какой другой причине, но Хидена спустя некоторое время
вернули в команду, и он во многом способствовал тому, что «Рэсинг» в 1936 году
стал и чемпионом и обладателем Кубка Франции. Мне не пришлось увидеть его в
игре, но очевидцы рассказывали, что это был элегантный и исключительно смелый
вратарь, отличавшийся редкой реакцией. Наряду с испанцем Рикардо Заморой и
чехом Франтишеком Планичкой австриец Руди Хиден считался лучшим голкипером мира
в довоенные годы.
Впоследствии он принял французское гражданство, но успел сыграть за сборную
своей новой родины всего один матч – началась вторая мировая война. По ее
окончании 35-летний Хиден тщетно пытался устроиться в какой-либо клуб и
вынужден был выступать в цирке, где каждый желающий пробивал ему за
определенную плату 11-метровые удары, которые он отражал всегда мастерски.
60000 зрителей до отказа заполнили в первый день нового, 1936 года парижский
стадион «Парк де Пренс». «Рэсинг» выставил такой состав: Ру – Шмидт, Жордан,
Диань – Бонида, Дельфур – Мерсье, Кеннеди, Куар, Живкович, Венант. Игроки были
расставлены по системе «дубль-ве». Как нам действовать против команды,
применяющей новый и незнакомый нам тактический вариант? Решили: никаких
серьезных поправок в свою игру не вносить, считая, что и наш вариант хорош.
Самое время сказать, что пятерка нападения «Динамо», в полном составе вошедшая
в сборную Москвы, уже не первый год заметно отходила в игре от строгих канонов
системы «пять в линию».
Все началось с того, что я, как правый полусредний нападения, находясь,
согласно предписанию, на переднем рубеже атаки, в один прекрасный день стал
испытывать неудобства от плотной, жесткой, а порой и просто грубой игры
защитников. Для меня, как и для любого футболиста, неплохо владевшего мячом,
главным было свободно его получить, но такой возможности, играя впереди, я, по
существу, не имел. «А что, если попробовать оттянуться назад и вообще начать
маневрировать по полю?» – подумал я как-то.
Товарищи, вначале косо посматривавшие на мои маневры, вскоре одобрили их,
поскольку шли они явно на пользу команде. В самом деле, отходя назад и в
сторону, я теперь спокойно принимал мяч, а затем, в зависимости от обстановки,
или шел вперед, или делал передачу партнеру, находившемуся в более удобном
положении. При срыве нашей атаки я стал еще и помогать центральному
полузащитнику вести оборонительные действия на дальних подступах к воротам. И
это тоже было необычным для игры тех лет.
Так бывает, что футболист, сам того не ведая, совершает какое-то тактическое
открытие. При системе «пять в линию» я, не подозревая о том, играл так, как
играет полусредний при «дубль-ве», что и ставило в тупик соперников, которые
долго не могли разобраться, почему я все время оказываюсь свободным и с мячом.
Мой же расчет строился на том, что меня в моей новой позиции опекать
практически было некому. Два защитника при системе «пять в линию» охраняли зону
перед своими воротами и уходить далеко вперед не имели права. Два полузащитника
строго присматривали за крайними нападающими. Оставался центральный
полузащитник, который по идее должен был перекрывать всю среднюю тройку
нападения соперников. Но и он не в состоянии был уделить мне особое внимание,
поскольку ему и других забот хватало, в частности с центрфорвардом. Тогда редко
кто решался переступить за «красный флажок» своих игровых обязанностей, чем я и
пользовался сполна. Лишь потом, когда наши команды перешли на «дубль-ве», у
меня появился на поле персональный опекун.
Графически расположение пятерки нападения московского «Динамо» с конца 1934
года было похоже на знак математического корня в зеркальном изображении –
четыре форварда на переднем крае и один (правый полусредний) оттянут чуть назад.
Играя подобным образом в атаке против «Рэсинга», мы, прямо скажу, не испытывали
особых трудностей от того, что соперник держал в обороне не двух, а трех
защитников.
Бывает, что на команду вдруг находит вдохновение, и у каждого из ее игроков
начинает получаться все, что бы он ни задумал. Нечто подобное произошло в
|
|