|
Пьерлуиджи Коллина
Мои правила игры
«П. Коллина. Мои правила игры. Пер. с итал.»: АСТ, Астрель; М.; 2004
ISBN 5170233434
Аннотация
Пьерлуиджи Колина — известный итальянский футбольный арбитр — рассказывает
о своей жизни, о тонкостях судейской работы, о специфике тренировок судей, о
роли психологического настроя на матчи с участием лучших футболистов мира, о
судейской этике и многом многом другом.
Книга рассчитана на всех, кто интересуется футболом.
Пьерлуиджи КОЛИНА
МОИ ПРАВИЛА ИГРЫ
Вступление
«Я вижу тебя, мой сын, ты перед телевизором в восторге от мультфильмов
(„Титти и Сильвестро“, „Ходли и Бенджи“, „Том и Джерри“) и от футбольных матчей.
Мы сидим с тобой, обнявшись, на диване, и ты вдруг спрашиваешь меня о судье,
удивленный тем, что он одет в желтую форму, видимо, напоминающую тебе о
комиксах и их персонажах. Ты в восторге от игроков, вратаря Буффона в красной
майке, лысого Рональдо, Адриано с серьгой, но гораздо больше тебе нравится
следить за человеком, который за долю секунды должен решить, назначить ли
пенальти, определить ли „вне игры“ или остановить игру изза нарушения правил.
И именно по отношению к нему очень часто выплескивается недовольство фанатов с
трибун, гнев за поражение. „Футболу посвящено множество тем, касающихся
независимости и важности игроков на поле, это относится и к крайнему правому
нападающему, о чем свидетельствует название поэтического произведения Фернандо
Ачителли, к центральному нападающему, о котором поведал Сориано, к вратарю,
история которого стала известной благодаря Дино Дзоффу. Но истинно независимым
человеком является он, судья, который, надев желтую майку, заставляет тебя
улыбаться, сын мой“.
«За свою жизнь я познакомился со многими судьями, и всегда в них можно
было распознать нервозность, либо изза важности предстоящего матча, либо изза
отсутствия сил по поддержанию порядка и наличия фанатов, находящихся на грани
срыва изза его ошибки, а также изза грубых действий игроков обеих команд. На
лицах многих судей были шрамы от ударов кулаками, бутылками, камнями.
Вспоминаются абсурдные истории: заточение после игры на многие часы в
раздевалке, побеги в багажниках автомобилей со стадионов, как в некоторых
шпионских фильмах, В общем достаточно. Стоит ли рисковать жизнью за небольшую
плату, не имея никакой славы и читая свое перевранное имя в программке на матч?
Но рождение судьи не является случайным, это точный выбор, продиктованный
увлечением и несущий „мученичества“, это вера в справедливость и в правила.
Таким образом, эти независимые люди готовы идти вперед, мечтая добраться до
Серии А и провести финальную встречу на чемпионате мира…»
«Я всегда испытывал симпатию к тем юношам, которые и теперь судят в
„окопных условиях“, под защитой лишь собственного мужества, к юношам, которые
отказываются от воскресных прогулок или от посещений с друзьями кинотеатра,
чтобы точно по расписанию отдаться тому светскому ритуалу, сын мой, когда
обнимаются и ликуют по поводу гола, забитого нашей командой, и огорчаются голу,
пропущенному в собственные ворота и которого можно было бы избежать. Без судьи
игра не имела бы смысла; можно играть без защитника или центрального
нападающего, но только не без человека, который лишь без конца бегает, никогда
не касаясь мяча. И можно, по крайней мере раз, заслужить искренние аплодисменты.
Продолжительные аплодисменты. Аплодисменты, вызывающие трепет».
Эти строчки я позаимствовал из последней книги Дарвина Пасторина «Письмо
моему сыну о футболе», поскольку мне казалось, лучше начать разговор с темы о
моем мире, о мире судей.
Эти люди весьма различны по возрасту, полу, культуре, социальному
происхождению, но всех их объединяет столь огромная любовь к спорту, что вся их
деятельность посвящена тем, кто им действительно занимается. И разговор
касается не только футбольных судей, которых я, конечно, знаю лучше. Я имею в
виду судей и в других дисциплинах, например в баскетболе, волейболе, регби,
хронометристов в легкой атлетике, а также многих других.
Конечно, благодаря телевидению не существует никаких секретов о том, что
происходит в течение 90 минут матча или чуть больше. Ничего не укрывается от
взгляда, все видно и все оценивается. Но несколько слов следует сказать об
айсберге: масса льда, выступающая из воды, настолько велика, что заставляет
думать, что она представляет собой все и что ничего другого не существует. Тем
не менее то, что находится под водой, то, чего зрители не видят, гораздо больше
надводной части, о чем знают лишь немногие. То же относится и к нам: все знают,
что происходит в течение 90 минут, но только немногие знают, чем мы занимаемся,
о чем думаем за пределами поля.
Стоит попытаться объяснить это; я убежден, что знание всегда помогает
улучшить отношения, правильнее понять и оценить то, что делается. Можно было бы,
|
|