|
какого рода съемки...
Рим. То были беспечностью овеянные Игры.
Игры, на которых не посылали пули снайперы, не страшились покушений и бомб. И
нас оберегали лишь от неистовых болельщиков. Великих в победах называл каждый
день. Не забывал никого, кто в божество возвел страсть к победе...
Рим. Он был распахнут всем.
Солнце дожигало дни итальянского лета. Оно обкорнало все тени. Какое-то
солнечное безумие! Я впервые оказался в южных широтах. И это постоянство
солнечных дней, немеркнущая голубизна, всякий раз после пробуждения встреча с
солнцем воспринимались каким-то чудным подарком.
Наверное, причиной были молодость и классная спортивная форма - наивысшая
физическая собранность. Тогда я опять, как в юности и детстве, пережил ощущение
необыкновенного единства с миром, землей, солнцем и всем, что есть наше бытие...
Каждый год я жду голубую освобожденность февральских дней. После мглы, ненастий
этот омут голубых дней! Будто свидание с жизнью, обещание новых дней, новой
молодости чувств. Это схождение с жизнью, ее изначальным чистым смыслом,
схождение всех строф, совершенств музыки, холстов, воскрешение ребячьего
оцепенения перед открытием дней...
Чувства богаче, сложнее слов. Лишь музыка владеет всеми их оттенками. Я
стыдился, скрывал чувства. Они мнились слабостями. Лишь один на один я открывал
ту спрятанность чувств в музыке. Я даже подавлял эти порывы, считал, что они от
непригодности к испытаниям. И уже много позже уразумел, что сила чувствования -
это и есть мощь сопротивления: его искренность, неразменность, верность... и
выносливость движения. Ведь убежденность - единственно от разума, убежденность
без чувств, нищета чувства - это болезнь...
Рим.
Иногда Пиньятти, иногда Марсано - знаток судейства на помосте (он отличался
принципиальностью; как-то на моих глазах чересчур патриотически настроенная
публика едва не избила его, а он продолжал врубать красный свет на прекрасно
отработанный жульнический швунг вместо жима) - составляли мне компанию. Мы
пропускали стаканчик-другой легкого вина. До выступления столько дней! А все
так необыкновенно!
Это Марсано шутил: "Париж - город для развлечений, а Рим - для глаз". И
повторял любимый тост: "Долой всех недовольных!" И запало в память его суждение
о поговорках. Я назвал поговорки народной мудростью. Марсано возразил:
"Поговорки? Есть поговорки - опыт злых и жадных".
Улицы ворочались избытком людей. Прохожие спускались с тротуаров в
запруженность автомобилей - на шутки и ворчание водителей. Шведы, англичане,
французы, немцы, римляне, канадцы... и совсем редко русские... Большой праздник.
Искренний.
А газеты - слова, снимки! Я развлекался размерами выпусков и ворохами новостей.
Ведь всему верят! Раз напечатано - верят!.. Сочинение зла представляется мне
какой-то испорченностью натуры, как и многое другое в профессии критика. А
спорт? Ведь в срыве, нежданных поворотах судьбы - свои причины. В них смысл
неудачи. Однако, если есть понимание, как оправдать зло? Ведь зло - это желание
боли, это рассчитанная боль, это удар. Отнюдь не воспитание. Что значит
воспитание - без учета существа события или явления?..
Я осознаю природу борьбы и критики. Но ведь должна быть и душа. Как явно это
сочинение зла в прогляди газетных столбцов! И еще узость суждений! И все это
поглощается читателями, становится правдой, травит истинную правду. Я диву
давался, копаясь в газетах...
Я подружился с Рольфом Майером. Мы встречались в разных странах, бывал он и у
меня в гостях. Майер выступал в полусредней весовой категории. Одно из его
писем, относящееся к 1978 году, выходит за пределы личного и достойно внимания
читателя.
"...С Пиньятти мы говорили о Вас. Я никогда не забуду те дни, которые провел на
соревнованиях с Вами и Вашим тренером... Вся моя маленькая семья живет тяжелой
атлетикой. Два моих сына серьезно тренируются. Младший - он приехал со мной в
Афины - на моих глазах совершил не столь давно настоящий подвиг.
В 1968 году семи лет он перенес операцию на сердце, а в 1978 году, уже
семнадцати лет, на IV Европейском чемпионате юниоров и на IX Всемирном, набрал
в легчайшем весе сумму в двоеборье 200 кг, показав в рывке 92,5 (французский
рекорд) и 112,5 в толчке (тоже французский рекорд). И это после более чем
|
|