|
есть большие суммы денег. 4 октября 1908 года на Больших осенних скачках в
Лонгшампе она появляется в изумительном бархатном платье с большой муфтой. Она
привлекает внимание фотографов и всех парижан. Вскоре после этого ее снова
видят в Лонгшампе «в возбуждающем воображение плотно обтягивающем платье из
синего шифонового бархата, отороченном шиншиллой».
Для Габриэля Астрюка не возникало в те годы труда найти для нее выгодный
ангажемент. Мата Хари больше не нуждается в выступлениях только ради денег. Она
участвует в одном благотворительном спектакле за другим: студенческом празднике
«Gala des Pupilles», выступление в доме месье и мадам Гиме, выступление в честь
барона Курино, японского посла. В августе она танцует в пользу бедняков Ульгата
в Нормандии. В конце года, по ее утверждениям, она совершает второе путешествие
в Египет. (В этот раз поездка состоялась исключительно в ее фантазиях.) По
крайней мере, в прессе можно было прочесть об этом (что было неправдой) — перед
тем, как она выступила в театре «Фемина» 6 февраля 1909 года. В рамках
благотворительной деятельности она танцевала для госпиталя «Клементина» в Софии.
В программе была болгарская музыка, болгарский танец, болгарские студенты в
болгарских костюмах. Затем была «Орхидея», танец в исполнении знаменитой Мата
Хари, в жилах которой течет смесь голландской, яванской, мадуранско-балийской и
индийской крови. Только болгарской крови не было совсем.
Мата Хари стала признанной звездой танца. Она прочно завоевала себе место
(согласно газете «Музыка», аккуратно подклеенной в альбом) среди таких
знаменитостей как Клео де Мерод (официальная любовница бельгийского короля
Леопольда IІ), Айседора Дункан, Лойе Фуллер, Лола Монес (ирландская танцовщица,
любовница баварского короля Людвига І и одновременно причина его падения) и
Каролин «Ла Белль» Отеро.
Репертуар ее дополнился еще одним танцем — «Кечубунг». По «Дэйли Мэйл» это
цветок, «который расцветает и погибает за одну ночь», а исполнение Мата Хари
стало «чудесной иллюзией».
Что делала Мата Хари в оставшиеся месяцы 1909 года? Очевидно, немного, разве
что позировала для картины художника Поля Франц-Намюра. (Это следует из ее
альбомов.) Возможно, ей надоели многочисленые благотворительные мероприятия,
цветы, которые цвели и гибли, и затягивающиеся на всю ночь званые ужины. Она
ждала чего-то большего, ждала изменений.
Изменения наступили в 1910 году, когда сцена снова позвала ее в Монте-Карло.
Директор парижского театра «Одеон», месье Андре Антуан, ставил пьесу
франко-алжирского автора Шекри-Ганема. Она называлась «Анчар». Действие
происходило «где-то в Аравии». Третий акт состоял из балета, который танцевала
одна единственная героиня — Клеопатра. Кто мог бы сыграть ее лучше чем Мата
Хари, подумал месье Антуан.
7 января состоялась премьера. С помощью музыки Римского-Корсакова представление,
как всегда, оказалось успешным. «Огненный танец» Мата Хари побудил парижскую
газету «Матен» написать, что она «показала прекрасное исполнение, яркое,
мистическое и выразительное».
После того, как статья парижского журнала «Комедия» поставила ее на первое
место и назвала «бесспорной королевой старинных танцев» — высоко оценивая ее
выступление на новогоднем бенефисе в театре «Аполло» в Париже, уже никто не
сомневался в ее танцевальных способностях.
ГЛАВА 7
Тут начинается самый удивительный период в жизни Маргареты Гертруды Зелле Мата
Хари леди МакЛеод, знаменитой индийской танцовщицы.
Мата Хари внезапно исчезает. Ее пути теряются в полной темноте. И многим
авторам, попытавшимся пролить свет на этот период, это не удалось. Больше года
о ней все молчат. Уехала Мата Хари заграницу? Заболела? Где она была все это
время?
Много лет меня волновала фотография в альбоме Мата Хари, которую она подписала
«Мой золотой замок». Когда Анна Линтьенс мне тогда в Голландии доверила эти
альбомы, то дала и открытку с изображением этого самого «шато».
Путешествуя из Рима в Париж в конце 1962 года, я решил остановиться в Эвре,
местечке южнее Тура, как раз в самом центре страны замков. Замок существовал на
самом деле. Это было удивительное здание восемнадцатого века, в конце красивой
аллеи, с треть мили длиной, обсаженной деревьями.
Месье Жермен, мэр, сам лично Мата Хари не знал, но слышал о ней бесчисленное
множество историй.
|
|