|
то, что их ожидало.
Это был 1906 год, и до Первой мировой войны оставалось еще достаточно много
времени. Потому интересно, что Мата Хари ответила интервьюеру в Вене, когда тот
спросил, стала ли бы она танцевать в Берлине. Возможно, конечно, что ее
берлинский любовник Киперт не позволял ей открыто выступать в этом городе, где
он одновременно содержал любовницу и жил со своей законной супругой. Возможно,
и Мата Хари в то время не особо любила немцев, хотя несколько лет спустя — по
крайней мере, с точки зрения искусства — изменила свое мнение.
— Берлин? — переспросила Мата Хари. — В Берлине я не стала бы танцевать даже за
очень большие деньги. (Тем не менее, в Берлине Мата Хари танцевала. Как минимум
— один раз. В частном доме, как это следует из аккуратно подколотой в ее альбом
визитной карточки. Карточку переслала ей принцесса Леопольд фон Крой,
урожденная графиня фон Штернберг. Принцесса писала ей на английском языке:
«Дорогая леди МакЛеод. Если я требую от вас не слишком много, то я была бы вам
очень благодарна, если вы пришлете на субботу еще два билета для графини
Андрасси, Валльнерштрассе, 6». Муж графини Андрасси, граф Юлиус Андрасси стал
впоследствии министром внутренних дел Австро-Венгрии. В 1915 году, в самый
разгар войны, он требовал от правительства Габсбургской монархии прекратить
войну на стороне Германии и заключить сепаратный мир с Антантой.)
Наконец состоялось ее первое выступление — именно тот самый танец в голом виде
— в «Бюргерхалле». На представление было разослано множество приглашений:
«Увидьте Мата Хари, леди МакЛеод!» С 15 декабря 1906 года по 16 января 1907
года она выступала в венском театре «Аполло».
Чтобы создать для публики соответствующее религиозное настроение, руководителю
оркестра пришло в голову использовать в качестве музыкального введения к танцам
Мата Хари гимн Мартина Лютера «Бог — наша крепость»!
Мнения критиков разделились. Самую критическую оценку дала газета «Ди Цайт»,
что, впрочем, не помешало Мата Хари сохранить в своем альбоме и эти статьи.
Критик сомневался, что «танцы в их восточном спокойствии, содержавшем в себе
нечто фантастическое, настоящие и что они вообще представляют собой индийское
искусство».
Но даже если бы это было и не так, все равно было чему удивляться, ибо «в этом
теле, созданном как произведение искусства с льстивой грацией и скрытым огнем в
простых жреческих жестах скрывается высочайшая привлекательность». Еще раз
подумав о новости, состоявшей в возможности увидеть на сцене голую женщину,
газета добавила: «Следует понимать, что это артистическая, чистая
привлекательность».
Положительные отзывы или отрицательные — Мата Хари это не волновало. И для
волнений не было повода, потому что массы зрителей шли на выступления, оставляя
свои деньги в кассах театра «Аполло».
— Айседора Дункан мертва! Да здравствует Мата Хари! — воскликнул «Нойе Винер
Журналь».
Счастливая Мата Хари. Она завоевала сердца австрийцев, так же как французов и
испанцев. Если и были неблагоприятные отзывы в прессе, то о них можно было бы
легко забыть в громе аплодисментов, которыми осыпала ее вся Вена. И если ее
популярность можно было измерить содержанием передовиц венских газет, то Мата
Хари действительно стала сенсацией в австрийской столице. «Дойчес Фольксблатт»
посвятил ей такие весьма забавные стихи:
А вокруг стильная группа
С перекрещенной группой богов
Дамы и господа ожидали много -
Объявленную игру в жертвоприношение
Танцевавшего в молитве Ларифари
Наполовину индуски Мата Хари.
И когда она пришла в развевающихся покрывалах,
то можно было слышать, как завертелись индийские мудрецы
От звуков скрипки
И от рояля.
|
|