|
Я ждал, пока она заговорит. Ей было не только физически тяжело прин6ести
толстые тома, но и в душе у нее происходила борьба. Если она сожгла все прочие
документы Мата Хари, то почему не эти альбомы, в которых информации было никак
не меньше, чем в уничтоженных бумагах?
— Они принадлежали ей, — сказала она после короткой паузы. — У меня не хватило
духу их уничтожить. Она собирала каждый клочок бумаги, написанный о ней: письма,
газетные статьи, все ее фотографии, все. — И на всем были ее собственноручные
пометки. Она всегда возила их с собой.
— Во всех ее путешествиях?
— Да. И когда она в 1914 году поехала в Берлин, — ответила госпожа Линтьенс. —
Она там должна была танцевать в театре «Метрополь», но тут началась война.
Пауза. — Я не знала, где она там останавливалась, пока не узнала, что она
вернулась в Амстердам.
У меня почему-то не было слов. То, что я держал в руке, были личные заметки
Мата Хари, чудом сохранившиеся в маленькой хижине сонной голландской деревушки.
— Что вы с ними будете делать? — спросил я.
— Не знаю, — ответила госпожа Линтьенс. — Действительно, не знаю. Я думаю над
этим с того дня, когда сожгла все остальные бумаги. Здесь, в этих книгах, ее
жизнь. Это годы, которые для нее на самом деле что-то значили. Потому я не
смогла их уничтожить. Но теперь я не знаю, как поступить с ними. Я не хочу,
чтобы они попали не в те руки, когда я умру. С прошлого года, когда я так
серьезно болела, я знаю, что это обязательно произойдет — однажды. Мне 71 год.
Кто знает, сколько мне еще осталось жить?
Тут я не мог сказать ничего — ничего, что я мог бы предложить или посоветовать.
Так мы еще немного поговорили, пока я не почувствовал, что пора уходить. Я не
мог больше пользоваться гостеприимностью этой женщины. За этот день она
рассказала мне большую и, вероятно, самую важную часть своей жизни. Мы молча
сидели рядом. Госпожа Линтьенс смотрела в окно. Наконец она снова обратилась ко
мне.
— Возьмите их, — сказала она. — Я чувствую, что могу доверить их вам. А если вы
их не возьмете, мне останется только сжечь и их.
Это предложение меня ошеломило.
— Я верю тому, что вы мне рассказали, — продолжала госпожа Линтьенс. — И я знаю,
что эти книги у вас хорошо сохранятся. Но вы должны мне пообещать, что не
отдадите их в чужие руки, пока я жива. Я дал ей слово.
В тот же вечер я в своем номере в амстердамской гостинице просмотрел альбомы.
Они были полны поразительными документами о карьере актрисы. Тут были письма и
визитные карточки людей, имена которых гремели в свое время по всей Европе.
Письма Жюля Массене, французского композитора. Визитная карточка Джакомо
Пуччини. Самые ранние записи и телеграммы датировались 1905 годом. Бумаги
охватывали период еще до ее первого выступления в Музее Гиме в Париже — начала
ее громкой славы и до фотографии из Гааги 1915 года, когда она в последний раз
появилась на сцене.
Я всегда хранил эти книги у себя. В годы войны они хранились в надежном
банковском сейфе в Голливуде. Я сам тогда жил в Америке. Со временем мир начал
видеть Мата Хари такой, какой ее воплотила на экране Грета Гарбо —
восхитительной танцовщицей, расстрелянной французами в Венсене.
В конце 50-х я снова начал больше читать о Мата Хари. Сперва это происходило
достаточно спонтанно. Но со временем я интересовался ею все больше и больше.
Каждая статья, которую я читал, каждая найденная мною книга только усиливали
неясность. В конце концов, я был убежден, что богатство накопленного мною
материала требует серьезной исследовательской работы, чтобы вывести жизнь Мата
Хари из тьмы мифов и фантазии к неподкупному свету правды.
Шесть месяцев подряд занимался я своим расследованием. Большую часть времени я
ездил в Голландию и Францию. Но точно также посещал я Англию и Германию. Я
писал сотни писем в государственные и городские архивы, в судоходные компании,
отели и банки, в Скотланд-Ярд, фирмы и министерства девяти разных стран,
обращался к бесчисленным людям в голландских и французских городах и деревнях.
Чем дальше продвигалась моя работа, тем сильнее возрастало во мне чувство
убежденности, что история Мата Хари так и не была рассказана полностью и
правдиво.
Эта книга — результат долгих усилий по поиску настоящих источников истории Мата
Хари и результат моего упрямого нежелания воспринимать что-то как данность без
сомнений и проверки. Ее содержание полностью и без исключений подтверждено,
даже если что-то в ней противоречит так называемым фактам, опубликованным
|
|