|
одного человека, который, вероятно, знал о Мата Хари больше любого другого ее
современника.
Мое путешествие привело меня в маленький поселок в Лимбурге, самой южной
провинции Голландии. Там в крошечном домике на окраине деревни жила старая
женщина, которая много лет служила Мата Хари. Ее звали Анна Линтьенс. Она была
камеристкой, горничной, компаньонкой и доверенным лицом Мата Хари.
Госпоже Линтьенс было уже за семьдесят, когда я посетил ее в 1932 году. Сначала
она встретила меня очень сдержанно. Когда я объяснил ей, что собираю сведения о
Мата Хари лишь с целью показать, что она тоже была человеком (пусть и с
печальной известностью), она стала более открытой.
Госпожа Линтьенс точно знала, что до этого момента не было ни одного человека в
мире, хотя бы попытавшегося оправдать Мата Хари. Как раз наоборот. Все писатели
и журналисты приняли как факт, что она была шпионкой немцев. Все ее
жизнеописания заканчивались утверждением, что вынесенный французами смертный
приговор был справедлив.
Смогла бы она, спросил я госпожу Линтьенс, чем-то дополнить историю этого
знаменитого дела? Сказать что-то, проливающее новый свет на жизнь ее прежней
хозяйки?
Худая, маленькая, тихая женщина дала мне высказаться, не прервав ни разу. А
когда я замолчал, она заговорила.
— Она никогда не была шпионкой!
Это утверждение в тех обстоятельствах не значило много. Но оно все-таки
исходило от человека, знавшего Мата Хари ближе и дольше, чем кто бы то ни был.
И потому эта простая фраза показалась мне первым ясным подтверждением
невиновности Мата Хари — невиновности, о которой сама танцовщица неустанно
заявляла в ходе всего процесса, закончившегося пятнадцать лет назад.
Атмосфера в комнате разрядилась. Госпожа Линтьенс смягчилась. Она начала
рассказ.
Линтьенс познакомилась с Мата Хари в 1905 году.
Рассказывая, она варила кофе. Только решительная зашита мною ее бывшей хозяйки
растопила лед. Она рассказывала, что в прошлом году (1931) она так тяжело
болела, что была уверена в близкой смерти. Она и не ожидала, что выздоровеет.
Чувствуя близкий конец жизни, она начала думать, как следует поступить со всеми
письмами и бумагами, когда-то принадлежавшими Мата Хари.
Я чувствовал, как во мне росло напряжение. Что же она сделала со всеми личными
бумагами, которые, возможно, по-новому осветили бы жизнь танцовщицы? Остались
ли они у нее?
Анна покачала головой. — Нет, — ответила она, — у меня их больше нет.
Когда она выздоровела, то испугалась, что бумаги смогут попасть не в те руки
после ее смерти. После долгих колебаний она решила все уничтожить. Так что в
прошлую зиму она однажды сожгла в железной печи своего домика все бумаги, хоть
как-то связанные с Мата Хари, все письма и документы, принадлежавшие ей.
— И у вас ничего не осталось? — спросил я. — Совсем ничего?
Она долго посмотрела на меня. Потом медленно встала, прошла по коридору и
исчезла в комнате с другой стороны прихожей. Прошло достаточно долго времени,
пока она снова появилась. В руках у нее были две толстые книги.
— У меня еще осталось вот это, — объяснила она.
Я взял книги. Это были большие тома, прекрасно переплетенные в кожу с золотым
тиснением. На обложке золотыми буквами было написано имя владельца: МАТА ХАРИ.
Над буквами «А» изящно переплетались знаки индийских акцентов.
Я медленно открыл одну из книг. Появилась фотография прекрасной женщины. Анна
Линтьенс слегка кивнула головой, показывая, чтобы я листал дальше.
Я переворачивал страницы. Перед моим взглядом прошло много фотографий. «Май
1908» — была подписана по-французски одна из них. Почерк был великолепен. Под
другой была надпись «Вечер у меня».
Я снова взглянул на госпожу Линтьенс.
— Неужели это…, — спросил я, не в силах продолжить фразу. Она все так же молча
кивнула и села рядом.
|
|