|
оставшуюся жизнь… Но, знаете, невзирая на все, что произошло, я не перестала
верить в коммунизм…
До меня дошли и другие сведения о крестном пути палестинских коммунистов.
В тюрьме лишилась рассудка Соня Рагинска — высокоинтеллигентная женщина, одна
из лучших и деятельных членов нашей партии. Или взять судьбу Лещинского, члена
Центрального Комитета Компартии Палестины, годами самоотверженно и очень умело
приобщавшего молодых коммунистов к марксизму. Всякий раз, перед тем как отвести
его к следователю, в его камеру вталкивали избитого, окровавленного и почти
бездыханного заключенного, возвращавшегося с допроса. Это был один из способов
запугивания перед допросом…
— Итак, ты видел его, — орал следователь, — ты видел, в каком он
состоянии? Хочешь, чтобы и с тобой позанимались таким манером?
Эфраим Лещинский не выдержал этих страшных угроз. Он тоже сошел с ума. Он
метался по камере, бился головой о стены и непрерывно повторял:
— Так какое же еще имя я забыл! Какое еще имя я забыл! Все члены
Центрального Комитета Компартии Палестины были ликвидированы, кроме Листа и
Кноссова, которые не поехали в СССР. Впрочем, один выжил — Иосиф Бергер
(Барсилай). Он выжил после двадцати одного года кочевья по ГУЛАГу. Из 200 — 300
членов палестинского партийного актива спаслось лишь около двух десятков.
Только в 1968 году, через двенадцать лет послеxx съезда КПСС, Компартия Израиля
воздала должное партийным руководителям, убитым во время сталинских чисток.
Репрессии обрушились и на еврейскую общину в целом, которая, как, впрочем,
и все другие национальные меньшинства, подверглась истреблению. А ведь
Октябрьская революция внесла глубокие изменения в жизнь евреев. В своей
антисионистской пропаганде мы, коммунисты еврейского происхождения,
подчеркивали уважение к национальным и культурным правам нашей общины в
Советском Союзе. Мы просто гордились этим. Помню, что в 1932 году, когда я
приехал в СССР, еврейское и другие национальные меньшинства еще пользовались
некоторыми правами. В больших регионах, где обитало какоето еврейское
меньшинство, обязательно расцветала его культурная жизнь. В ряде районов
Украины и Крыма, которые я посетил, еврейский язык был на официальном положении.
В Советском Союзе широко издавалась еврейская пресса:
пять или шесть ежедневных газет, несколько еженедельников. Десятки
еврейских писателей публиковали свои произведения в миллионах экземпляров, а во
множестве университетов существовали кафедры еврейской литературы.
Столь же ободряющими были мои наблюдения и в экономической сфере. В Крыму,
например, отлично работали колхозы в районах с преобладающим еврейским
населением. Учитывая близость курортов они наладили выращивание и продажу
цитрусовых. Вместе с тем перед евреями широко открывались пути к ассимиляции,
если, конечно, они к ней стремились. В таких крупных городах, как Москва,
Ленинград, Минск, ничто не ограничивало деятельность евреев, развитие их жизни
в соответствии с их чаяниями и желаниями. В социальной сфере они не знали
никакой дискриминации, в университетах не было никакой «процентной нормы». В
сравнении с обскурантистской политикой русских царей прогресс в этом смысле был
весьма значителен и поражал наблюдателей. С 1935 года на евреев обрушились
массовые репрессии. Начавшись в регионах с большой плотностью еврейского
населения, они вскоре охватили всю страну…
После окончания университета имени Мархлевского, где я учился на
факультете журналистики, по решению ЦК ВКП (б) меня направили на работу в
редакцию ежедневной еврейской газеты «Дер Эмес» («Правда»), бывшей по сути
изданием «Правды» на языке идиш. В редакции сотрудничали известные еврейские
писатели. Газетой руководил великолепный журналист — Моше Литваков.
Ответственный за рубрику «Партийная жизнь», я часто писал статьи, в том
числе и передовые. Както раз в коридоре меня остановил бухгалтер:
— Вы еще долго будете мариновать свои деньги у меня? — спросил он.
— Какие деньги? Я регулярно получаю жалованье.
— Не о том речь. Я говорю о гонораре за ваши статьи! На другой день он
вручил мне сумму, превосходящую мой оклад. Так получали все сотрудники. Мы были
далеки от «заработка рабочего», за который ратовал Ленин.
Раз в неделю в Центральном Комитете происходило совещание, на котором
присутствовало по представителю от каждой московской газеты. Несколько раз мой
главный редактор посылал туда меня. В 1935 году в ходе одного из таких
совещаний Стецкий, руководивший Отделом печати ЦК партии, объявил, что должен
ознакомить нас с важным сообщением.
— Я должен доложить вам об одном личном заявлении товарища Сталина, —
начал он. — Товарищ Сталин очень недоволен культом, который поддерживается
вокруг его личности. Каждая статья начинается и оканчивается цитатой из него.
Однако товарищ Сталин не любит этого. Больше того, он распорядился проверить
полные славословий коллективные письма, подписанные десятками тысяч граждан и
попадающие в редакции газет, и выяснил, что эти материалы пишутся по инициативе
партийных органов, которые устанавливают для каждого предприятия, для каждого
района своего рода норму. Я уполномочен вам сказать, продолжал Стецкйй, что
товарищ Сталин не одобряет подобных методов и просит покончить с этим.
Сообщение Стецкого произвело на меня большое впечатление, и, вернувшись в
редакцию, я доложил о нем своему «главному». Тот улыбнулся и ответил:
— Это на несколько недель — и не больше.
— То есть как! Вы что же — не верите?..
— Подождите, сами увидите…
Спустя три недели я вновь представлял свою газету на очередном совещании у
Стецкого, который доложил нам о новом решении руководства партии:
|
|