|
были также заражены революционной пропагандой.
Примером удачно поставленной нами политической пропаганды является
многолетняя славянофильская пропаганда, центром коей являлось Славянское
благотворительное общество в Петербурге, членами коего наряду с известными
славянофилами как профессор Ламанский и др. являлись и военные: генерал граф
Игнатьев, Паренсов и др. Моральный и материальный успех этого общества покоился
на симпатичности русскому любвеобильному сердцу идеи защиты слабых, а особенно
славян от насилия турок и австровенгерских правительств, приведшей нас к ряду
осложнений до Великой войны включительно.
Это общество располагало значительными средствами, часть коих шла на
поддержание славянофильских идей между нашими заграничными братьямиславянами.
Я достоверно знаю, что лидер словаков, писатель и поэт Гурбан Ваянский ездил в
Петроград за субсидиями.
Эта пропаганда среди славян бывшей австровенгерской монархии была
чрезвычайно плодотворна и результаты ее сказались в сотнях тысяч пленных на
ЮгоЗападном фронте. В самом начале войны меня однако удивляло сравнительно
малое количество пленных чехов по сравнению с другими славянскими народностями,
почему я и начал было разочаровываться в продуктивности славянофильской
пропаганды в Чехии. Вскоре, впрочем, этот пробел был исправлен.
Генерал Ронге очень подробно описывает перипетии смелой борьбы лидеров
славян как Крамарж, Клофач и другие с Австрийским правительством, которая в
конечном результате привела к крушению австровенгерской монархии. Немалую роль
в этой борьбе сыграли сокольские общества, явившиеся тем славянофильским
цементом, который связал воедино национальные стремления, главным образом,
печать, а затем радио, кинематограф, театр, варьете и пр. В военное время вести
пропаганду непосредственно в неприятельской стране весьма затруднительно,
особенно если к этому не приняты меры еще в мирное время путем основания там
своих органов печати, кино, театров и пр. Ввиду этого пропаганда должна вестись
через прессу нейтральных стран, где помещение соответствующих статей сопряжено
с затратой больших денежных средств. Но и эта работа должна вестись с большой
осмотрительностью, дабы не возбуждать подозрения у противника. Надо и в этом
отношении отдать должную дань английской пропаганде, которая кажется кроме
Швеции держала в своих руках всю прессу нейтральных стран, не жалея на это
денежных средств. Генерал Людендорф на 370й странице своих воспоминаний
говорит об этом так: «Лорд Нордклиф был прав, утверждая, что речь английского
государственного лица стоила Англии 20 000 фунтов стерлингов, когда немцы ее
перепечатывают, и 100 000 фунтов стерлингов, когда они на нее не отвечают».
Кроме денежных субсидий печать можно держать в руках и при помощи контроля
отпуска бумаги, красок для печатания, аренды типографий и пр., что имело место
в Добровольческой армии.
Пожалуй самым опасным средством политической пропаганды являются
международные общества, преследующие якобы исключительно лишь гуманные цели,
насаждение Царства Божия на земле, а не политическую работу, будут ли то
масонские ложи – как смешанные по своему составу, французская, английская,
американская и др., или находящиеся в той или иной зависимости от них
бесчисленные пацифистские и другие общества, Общество Христианской Молодежи
(так называемое ИМКА) и пр.
Документально обоснованными трудами профессора Сапешко, Винберга,
Нечволодова, Петровского, Иванова, Маркова, Людендорфа, Свиткова и др.
установлена причастность масонских лож к разрушительной политической пропаганде,
хотя и прикрытой гуманными лозунгами.
Разрушительные политические, религиозные и социальные цели масонства ярко,
кратко и документально изображены в окружном послании Собора Архиереева Русской
Православной Церкви за границей в 1932 году, перепечатанном в «Церковной Жизни»
1935 года № 2. На странице 353й своих военных воспоминаний генерал Людендорф
таким образом характеризует разрушительную политическую работу масонства в
Великую войну: «Работали и ложи (масонские) всего мира, издавна руководимые
Англией, работали с совсем жутким влиянием этого могущественного из тайных
союзов, служа англосаксонской и, следовательно, интернациональной политике».
Задачи и средства разного рода международных пацифистских обществ изложены
в книге Анны Нильсон «ABC der Friedens bewegung», изданной в 1936 году в Вене и
Ревеле. Целями этого пацифистского движения, то есть установления Царства
Божьего на земле, служат не только бесчисленные международные общества взрослых
и молодежи, но даже союзы инвалидов и религиозные общества (экуменическое
движение).
О своей политической пропаганде в лагерях русских военнопленных в
АвстроВенгрии открыто говорит секретарь Общества Христианской Молодежи (ИМКА)
Ю.Ф. Геккер в книге «Христианский Союз Молодых Людей». Если даже не углубляться
в область политической пропаганды, все же вред всех вышеупомянутых
международных обществ виден из того, что центр управления ими находится вне
пределов воюющих государств, обыкновенно в С.А.С. Штатах или же в Швейцарии, и
контроль над их служебными сношениями почти невозможен. Между тем находясь в
воюющих государствах, члены этих обществ невольно впитывают в себя настроения
народных масс, что является особенно ценным в моменты надлома войны и, помимо
даже своей злой воли легко могут поделиться впечатлениями с коллегами за
границей, то есть нанести тем существенный вред интересам той страны, где они
работают. Этим обстоятельством и следует объяснить закрытие во всех странах,
где национальное чувство народов достигает надлежащей высоты, масонских лож, за
которым логически должно следовать и воспрещение действий всякого рода
международных пацифистских обществ как разрушающих воинственный дух народов.
|
|