|
еверный край,
скульптора.
Обвиняется в том, что проводил и был организ[атором] и руководит[елем]
антисоветской мистическ[ой] фаш[истской] и повст[анческой] организ[ации]
масонского направления, ставил себе задачей сверж[ение] сов[етской] власти и
установл[ение] фаш[истского] строя.
Постановили: Зубакина Бориса Михайловича — расстрелять" 32.
Как и любые приговоры 38-го года приговор Зубакину был суров и совершенно
необоснован. Главное — существовала подпольная организация а каковы были её
истинные цели следователей НКВД интересовало мало.
* * *
Из провинциальных лож неорозенкрейцерского «Ордена Духа» Невель (Смоленск)
наибольший интерес по составу участников и их дальнейшей судьбе представляет
минская ложа «Stella» 1920 год, с которой также связывают имя Бориса Зубакина и
куда входили художник поэт востоковед Павел Аренский, Леонид Никитин и
знаменитый кинорежиссер Сергей Эйзенштейн.
«Я никогда не забуду помещения ложи в Минске, — вспоминал позднее Эйзенштейн.
— Мы приходили туда — несколько человек. Громадного роста, состоявший когда-то
в анархистах дегенерировавший аристократ с немецкой фамилией Борис Плеттер — А.
П… Неудачник — сын одного из второстепенных русских композиторов Павел Аренский
— А.П… Актёр Смолин из передвижной фронтовой труппы… Тренькает за дверью
балалайка. Стучат котелки из походной кухни во дворе. А здесь, накинув белую
рубаху поверх гимнастёрки и обмоток — трижды жезлом ударяет долговязый анархист.
Возвещает о том, что епископ Богори готов нас принять. Омовение ног
посвящённым руками самого епископа. Странная парчовая митра и подобие
епитрахили на нём. Какие-то слова. И вот мы, взявшись за руки, проходим мимо
зеркала. Зеркало посылает наш союз в… астрал. Балалайку сменяет за дверью
гармонь. Красноармейцы уже веселы. Печаль их была ожиданием ужина. А мы уже —
рыцари-розенкрейцеры» 65.
Очень зло. И непонятно то ли Эйзенштейн действительно вскоре разочаровался в
советском розенкрейцерстве то ли не хотел чтобы его обвинили в сочувствии к
очередной подпольной организации. Как бы там ни было но в своей переписке с
матерью Эйзенштейн отзывается о Зубакине скорее сочувственно.
"Имел здесь очень интересную встречу, сейчас перешедшую в теснейшую дружбу нас
троих с лицом совершенно необыкновенным: странствующим архиепископом Ордена
Рыцарей Духа…
Начать с того, что он видит астральное тело всех и по нему может о человеке
говорить самые его сокровенные мысли. Мы все испытали это на себе. Сейчас
засиживаемся до 4-5 утра над изучением книг мудрости древнего Египта, Каббалы,
Основ Высшей Магии, оккультизма… какое громадное количество лекций вчетвером он
нам прочел об извечных вопросах, сколько сведений сообщил о древних масонах,
розенкрейцерах, восточных магах, Египте и недавних дореволюционных тайных
орденах! Тебя бы всё это бесконечно заинтересовало, но всего писать не могу и
прошу дальше никому не говорить. Сейчас проходим теоретическую часть
практического курса выработки воли. Вообще он излагает удивительно
захватывающее учение. И опять же дальнейшее — Москва. Туда, вероятно, прибудет
и он. Знания его прямо безграничны…" 32.
В Москве занятия Зубакина с рыцарями были продолжены, причём большое внимание
им уделялось теме «Незримого Лотоса», расцветающего в груди каждого
посвящённого.
— Несомненно, в Незримом Лотосе что-то есть, — иронизировал в связи с этим
один из новоиспечённых рыцарей Михаил Чехов. — Вот возьмите собачек. Мы не
видим ничего. А они что-то друг у друга вынюхивают под хвостиками 32.
Вскоре братья-рыцари начинают отходить от Зубакина, чтобы положить начало
новой организации, известной как «Орден тамплиеров» «Орден света» или ложа
Солоновича 34.
* * *
У истоков «Ордена тамплиеров» стоял Аполлон Андреевич Карелин, известный в
определённых кругах под эзотерическим именем Сантей. Модный писатель, он
начинал как народник, позже перешёл к эсерам, а к 1905-му году окончательно
сформировался как анархист.
Эмигрировав за границу, Карелин читал лекции в Высшей школе социальных наук в
Париже, где и был, видимо, посвящен в вольные каменщики. В Россию Карелин
вернулся осенью 1917-го года с репутацией теоретика анархо-коммунизма. Здесь он
сразу же был введён в состав ВЦИКа и развернул кипучую деятельность. При его
участии была учреждена Всероссийская Федерация анархистов и анархо-коммунистов,
создан «Чёрный крест» организация, оказывавшая помощь анархистам и знаменитый
клуб анархистов в Леонтьевском переулке.
Среди знавших его Аполлон Карелин пользовался репутацией человека принятого
Советской властью и вполне лояльного. Он жил в 1-м Доме Советов и не скрывал
своих хороших отношений с секретарём Президиума ЦИК Авелем Енукидзе и другими
высокопоставленными советскими работниками.
Взгляды Карелина были весьма отвлечены и туманны. По утверждению одного из его
учеников они касались, главным образом, проблем подсознательной работы, проблем
душевных и духовных сущностей. Тем не менее очень скоро вокруг Аполлона
Андреевича организовался мистический кружок. На его заседаниях Карелин
пересказывал древние легенды, потом слушатели задавали вопросы и беседовали.
Весной 1924-го года этот кружок был реорганизован в «Орден тамплиеров»,
руководителем которого стал Александр Сергеевич Поль — преподаватель
экономического института имени Плеханова. Братья, посвященные ранее в «Орден
Духа», о котор
|
|