|
обстоятельствах его отъезда из Москвы.
— Шмаков, — рассказывал Белюстин — ещё до революции был тесно и дружески
связан с бывшим президентом бывшей Чехословакии Масариком, которому он, Шмаков,
в бытность Масарика в России в годы войны, неоднократно оказывал различные
дружеские услуги и заручился его дружбой. По отъезде Масарика в Прагу Шмаков
продолжал поддерживать с ними связь через бывшего посланника Чехословакии в
Москве — Гирса, так что когда Шмаков уезжал за границу в 1924-ом году, то визы
и отправка денег оформлялись Шмаковым через Гирса…
В августе 1924-го года Шмаков с семьей выехал в Германию, а оттуда в Прагу,
где оформил свое чехословацкое подданство по представлению президента Масарика,
как я мог догадаться. Эти сведения о Шмакове я лично узнал, однако, позднее,
когда получил от него в конце 1924-го года последовательно два письма с пути в
Южную Америку, куда окончательно решил отправиться Шмаков. Он писал мне, что
едет в Аргентину, в Буэнос-Айрес, осуществляя свое давнишнее желание. Более
писем от Шмакова я не получал, кроме поздравительной открытки к Новому 1925-му
году от его жены 34.
С отъездом Шмакова Белюстин стал неофициальным главой московских
розенкрейцеров, а в 1926-ом году основал Московский Орден неорозенкрейцеров.
Всеволод Белюстин был умен, образован, воспитан, красив, и в его внешности
находили определённое сходство с историческим Сен-Жерменом. Своё тождество с
человеком-легендой сам Белюстин не утверждал, но никогда и не отрицал. Образ
дополняли, казалось, безграничная эрудиция этого молодого ещё человека в
области оккультных наук.
В отличие от широкого круга посетителей кружка Шмакова, в Ордене,
организованном Белюстиным, состояло всего 16 человек. Его члены имели разные
степени посвящения и, соответственно, располагались по рангам. После периода
ученичества, то есть изучения соответствующей литературы под руководством
наставника и написания ряда собственных сочинений, вступающий в Орден получал
посвящение в «оруженосцы». Затем — две рыцарские степени «рыцаря внешней башни»
и «рыцаря внутренней башни», после чего следовали степени высшего духовного
посвящения, которыми обладали члены Верховного капитула Ордена.
Как то принято в тайных обществах вступление неофита в Орден розенкрейцеров
Всеволода Белюстина совершалось по особому обряду причём вступающий произносил
клятву верности Ордену и обещал хранить его тайны.
В отличие от руководителей других оккультных организаций, целью Белюстина было
достижение астрального посвящения, то есть жизни в двух мирах — на физическом
плане в физическом теле, и, одновременно, в плане астральном. Впрочем, и это
было не целью, а средством. Подлинная цель состояла в подготовке к овладению
магическими способностями древних розенкрейцеров. Достичь этого следовало путём
длительных тренировок, путём перестройки сознания в определённом направлении.
Ведь именно это советовал делать всем своим последователям таинственный C.R.C.
Среди частных задач Ордена розенкрейцеров основанного Белюстиным было освоение
телепатии и ясновидения. И здесь выяснилось, что параллельно с розенкрейцерами
Белюстина этими проблемами занималась другая группа московских
экспериментирующих розенкрейцеров во главе с Тегером и Чеховским. За их работой,
не вступая с ними в непосредственный контакт, Белюстин весьма пристально
следил через розенкрейцера Веревина, который был допущен к работам этой группы.
* * *
Как можно понять из показаний Белюстина в ОГПУ, идея возродить подлинное, то
есть оперативное розенкрейцерство в Москве, была им выдвинута в 1923-1924-х
годах и предложена двум оккультистам — Веревину и Тегеру. Но в 1925-ом году
между ним и Тегером произошёл конфликт на почве выбора пути, по которому
следовало идти. Впрочем, иначе и быть не могло. По своему происхождению,
образованию, мистическому и житейскому опыту Тегер был совершенным антиподом
Белюстина.
Немец, родившийся в Германии, Тегер ребёнком переехал с родителями в Россию. В
1905-ом году подростком он принял участие в декабрьских боях в Москве на
стороне анархистов, был сослан в Якутию, вернулся по амнистии 1913-го года в
Москву уже будучи мистиком. Поскольку Тегер оставался подданным Германии, после
начала 1-ой Мировой войны в августе 1914-го года он был интернирован в Вятку,
где и встретил революцию. После октябрьского переворота 1917-го года Тегер
сразу перешёл на сторону советской власти, участвовал в гражданской войне. По
окончании войны он снова вернулся в Москву, работал в Наркомате иностранных дел,
был краткое время советским консулом в Кашгаре и в Афганистане. К середине
20-х годов Тегер успел побывать на заседаниях большинства оккультных кружков
Москвы и Ленинграда, и ни один из них его не удовлетворил.
Знакомство с Белюстиным утвердило Тегера в необходимости восстановить древнее
посвящение, то есть попытаться овладеть тайными знаниями средневековых
розенкрейцеров. В отличие от Белюстина, Тегер относился к магии, как к
практической науке. Он был атеистом и прагматиком до мозга костей, с
пренебрежением относился к теоретическим знаниям, которые для розенкрейцеров
считались обязательными.
Такой подход к мистическим таинствам не мог не оттолкнуть от него Белюстина.
Но Тегер уже нашёл единомышленника — способного молодого метеоролога Чеховского.
Чеховский на собственный страх и риск вёл эксперименты по передаче мысли на
расстояние и уже сделал несколько докладов об этом на заседаниях научной
комиссии Института мозга в Ленинграде (подробнее о работах Института мозга я
расскажу ниже). Благосклонные отзывы специалистов Института вдохновил
|
|