|
что я здесь пишу, только отдельные мысли, не обработанные и не
детализированные.
Мне хотелось бы этими строками лишь дать толчок, пробудить Вашу творческую
созидательную мысль.
А может быть, это Вас заинтересует. Тогда я готов служить своими знаниями и
опытом в этой области, в качестве советчика-консультанта или как Вы найдете
удобным".
Характерно, что себя незадачливый генеральный секретарь «Автономного русского
масонства» видел в качестве советчика-консультанта при Сталине 10. Жизнь,
однако, распорядилась по-другому.
Сразу же после ареста Бориса Астромова дошла очередь и до других членов
«Русского автономного масонства» и «Ордена мартинистов». В ночь с 16 на 17
апреля 1926-го года ОГПУ провело обыски на квартирах наиболее активных деятелей
этих лож. Улов чекистов поражал всякое воображение: огромное количество книг,
масонских значков, мечей, шпаг, плащей, ленточек и других предметов масонского
ритуала, которые были немедленно изъяты. Сложнее обстояло дело с масонским
алтарём и молельней, обнаруженными на квартире у Мёбеса, который было решено
отставить на месте под расписку хозяина. После этого ленинградских оккультистов
стали одного за другим вызывать для дачи показаний в ОГПУ. Однако под арестом
держали одного только Бориса Астромова нравы тогда были ещё очень мягкие.
20 мая 1926-го года Борису Астромову, Григорию Мёбесу и другим оккультистам
Ленинграда было предъявлено официальное обвинение. В обвинительном заключении
давалась следующая оценка их деятельности.
"История масонства в России показывает, что оно всегда было в услужении того
или иного капиталистического государства и как течение выросло и развилось из
усилий буржуазии, направленных на то, чтобы притупить противоречия, рождаемые
классовой борьбой и капиталистической эксплуатацией… Усилия буржуазии в этом
направлении чрезвычайно разнообразны и в маскировке классовых противоречий
масонство занимает важное место, создавая в обществе атмосферу незыблемости
капиталистического строя. Политика буржуазии делается не только в парламентах и
передовых статьях. Буржуазия обволакивает сознание промежуточных слоёв общества
и вождей рабочих партий, парализуя их мысль и волю, создавая на их пути
могущественное, хотя и не всегда заметное препятствие.
Масонство по существу своему является ничем иным, как мелкобуржуазной
переделкой католицизма, где роль кардиналов и аббатов играют банкиры и
парламентские дельцы, продажные журналисты и адвокаты, а также прочие
политические авантюристы. Разбавив католицизм и сократив небесную иерархию до
одного лица — Великого архитектора вселенной, масонство приспособило к своему
обиходу терминологию демократии: братство, гуманность, истина, справедливость,
добродетель и в такой форме является важной составной частью буржуазного режима.
Вступление в масонскую ложу в буржуазных странах означает, как правило,
приобщение к высшим сферам политики, так как именно здесь «завязываются
карьеристские связи, создаются группировки и вся эта работа покрывается флёром
морали, мистики и обрядности… Масонство не меняет своей тактики в отношении
коммунистической партии: оно не исключает коммунистов из своей среды. Наоборот,
оно широко открывает перед ними двери, поскольку его политической функцией как
раз и является всасывание в свои ряды представителей рабочего класса, дабы
содействовать размягчению их воли, а по возможности и мозгов».
Как видите попытка Астромова спастись себя не оправдала чекисты не были
склонны рассматривать масонство в качестве одной из форм большевистского
мировоззрения. Скорее наоборот участие в масонской организации расценивалось
ими как измена коммунистическим идеалам. Впоследствии мы узнаем что это не
совсем так. Просто Астромову не повезло. Не из тех он был фигур которые могли
бы заинтересовать оккультистов из ОГПУ.
Опасения, что широкая огласка этого дела могла бы привлечь к нему внимание ещё
не окрепших идеологически групп населения привели к тому, что судьба
ленинградских мартинистов была решена во внесудебном порядке. 18 июня 1926-го
года дело было рассмотрено Особым совещанием Президиума коллегии ОГПУ. Самое
тяжёлое наказание — три года лагерей по статье 61 УК РСФСР получил Борис
Астромов. Остальные обвиняемые подлежали административной ссылке в отдалённые
местности СССР сроком на те же три года.
Судьба Григория Мёбеса, отбывавшего ссылку вместе с Марией Нестеровой,
неизвестна. Что же касается провокатора Бориса Астромова, то местом его
пребывания после отбытия наказания стал город Гудауты Абхазская АССР, где он
устроился работать заведующим лабораторией местного табачного завода. 10 июля
1940-го года он был вновь арестован сотрудниками 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР.
"Трудно поверить, — писала в связи с делом Астромова «Ленинградская правда», —
что ещё совсем недавно в Ленинграде функционировали четыре масонские ложи.
Четыре самых настоящих, вполне серьёзных масонских ложи с несколькими десятками
членов, с магистрами, с мастерами, с посвящениями, клятвами, подписанными
кровью, с уставом, заграничной перепиской, служениями, заседаниями и даже
членскими взносами. Генеральным секретарём, магистром и инициатором… братства
российских масонов был некто Астромов-Кириченко-Ватсон. Его личность сама по
себе требует клинического изучения. Хронический и врождённый авантюрист,
гипнотизёр, бывший кавалергард, тип патологический в половом смысле,
утверждавший, что ведёт свой род от Наполеона I и доказывавший это своим
поразительным сходством с последним — он был идеологом и трибуном вольных
каменщиков. Бульварный авантюризм сочетался в масонском главаре со своеобразной
эрудицией. В делах житейских он прошёл сложный тёмный путь… Для организации
масонского орд
|
|