|
тель Государственного
комитета по внешнеэкономическим связям. Сотрудники посольства занялись поисками
участка для строительства нового здания советского посольства. В Каир ринулись
советские корреспонденты, и два года спустя после визита Шепилова у нас уже
были корпункты чуть ли не всех центральных газет. Как шутили сами журналисты,
«в Каире сейчас представлена вся советская пресса, кроме „Пионерской правды" и
„Мурзилки"».
В начале 50-х годов египетская общественность еще очень мало знала о
Советском Союзе. Информация о нашем государстве поступала в Египет лишь из
западных источников. Первую в Египте книгу под названием «Месяц в России»
написал о Советском Союзе Ахмед Баха ад-Дин, который с группой журналистов
провел в нашей стране около месяца. Побывав в республиках и областях, он честно
описал все виденное и слышанное. Египтяне были поражены теплым приемом и добрым
отношением к ним со стороны простых граждан и официальных властей.
Дотошные журналисты старались проникнуть всюду и побеседовать с возможно
большим числом советских людей. В каждом городе ходили они и по магазинам, и по
базарам.
Вместе с Баха ад-Дином в составе группы была известная журналистка Инжи
Рушди. На базарах сердобольные , торговки маслом, молоком и сметаной, принимая
элегантную худощавость египтянки за крайнюю степень дистрофии, несколько раз
пытались угощать ее сметаной.
Широкое распространение в Египте книги «Месяц в России» в середине 50-х
годов свидетельствовало о возросшем интересе египтян к Советскому Союзу.
Между тем более чем скромное здание советского посольства в Замалеке
буквально было переполнено людьми, а новые сотрудники все прибывали и прибывали.
К знакомым и общепринятым дипломатическим должностям прибавля-
44
лись какие-то совсем необычные: советник по сельскому хозяйству, советник по
атомной энергетике. Работа, впрочем, находилась всем. Советское посольство
стало местом паломничества египтян. Официально пропагандируемая
советско-египетская дружба как бы сняла все запреты на посещение иностранного
посольства, и мы целый день принимали посетителей, разбирали письма,
поступавшие к нам во все увеличивавшихся количествах, работали с
многочисленными советскими делегациями.
Бурное развитие отношений носило, надо сказать, довольно неорганизованный
характер. Трудно было в этом хаосе выделить действительно важные и полезные для
государства дела. Но, так или иначе, посетителей все равно нужно было принимать,
нужно было и читать письма, среди которых было много невразумительных и просто
малограмотных. Значительная доля посещений и письменных обращений была связана
с мольбами о помощи и просьбами о лечении в Советском Союзе. Самыми
распространенными болезнями в Египте тогда были глазные. Даже в местных
изречениях и пословицах эта печальная сторона египетской жизни нашла свое
устойчивое отражение: «Кривой среди слепых — султан», «На двух египтян
приходятся три глаза»... В маленькую приемную посольства приходили слепые,
хромые и убогие и показывали свои болячки. Один посетитель порядочно перепугал
меня, неожиданно показав то, что надлежало показывать венерологу.
Конечно, помочь всем страждущим посольство не могло, хотя очень
незначительную часть из этой армии обездоленных с течением времени удавалось
все же направить на лечение в Советский Союз. В корреспонденции в основном
также содержались просьбы о помощи. Отвечать на эти письма, разумеется, не было
никакой возможности, но прочитать их все равно было необходимо, а разбирать эти
каракули приходилось с большими усилиями, до боли в глазах.
Попадались среди писем и удивительные просьбы и предложения... Одно письмо,
написанное четким и красивым почерком, повествовало о проблеме производства
тарбушей (высоких малиновых фесок с черной кисточкой) в Египте, которое, по
словам автора, грозило совсем зачахнуть. Письмо явно было написано
профессиональным писцом. В ту пору они
45
во множестве сидели со своими ящиками вокруг различных государственных
учреждений и составляли письма и прошения для неграмотных египтян, которых было
в стране большинство. Чаще всего писцы гнездились у стен судов и почтамтов.
А проблема тарбушей (они были унаследованы от времен османского господства)
состояла в том, что раньше их носило почти все мужское население Египта, в том
числе военнослужащие и чиновники. После же революции 1952 года тарбуши как
атрибут военной формы были отменены и вообще мода на них резко пошла на убыль.
И вот автор письма — хозяин мастерской по пошиву тарбушей — доказывал
необходимость сохранить свое производство и просил советское правительство о
срочной финансовой помощи, чтобы не дать погибнуть этому важному для Египта
ремеслу.
Запомнилось и другое удивительное письмо. Его автор сердечно благодарил
советское правительство за решительный вклад в прекращение «тройственной
агрессии» против Египта, воздавал должное мужеству и благородству советских
людей и сообщал, что у него родился мальчик, одиннадцатый ребенок в семье. В
честь советского премьера он назвал мальчика Булганин. А поскольку содержать
свою семью он не может по причине крайней бедности, он дарит своего ребенка
правительству Советского Союза. В конце письма указывался адрес, по которому
посольство могло получить мальчика в любое удобное для него время.
Много было страданий, нищеты и убожества в прежнем Египте!
Однако самыми поразительными во всей этой египетской действительности были,
конечно, удивительная жизнестойкость египтян, их любовь к шутке, тяга к острому
слову, какой-то непостижимый наивный оптимизм. Мне кажетс
|
|