|
росла и развивалась гетманщина; развивалась исключительно при помощи
всех тех же контрреволюционных, карательных в отношении украинских
трудовых масс сил.
Тяжело и больно было революционеру смотреть на этот произвол. Но
я -- на Украине, утешал я себя мыслью, сидя на чердаке у крестьянина
села Рождественки Захария Клешни, окруженный крестьянскими искренностью
и заботами, в особенности заботами о том, чтобы вовремя все
доставить от меня в Гуляйполе и привезти из Гуляйполя мне.
Гетмано-немецкая власть на местах была, как я уже сказал, контрреволюционная
и реакционная власть. Жить нелегально было очень трудно. Однако
сознание, что я снова на Украине, снова среди ее широких степей
и веселых сел, среди того самого революционного крестьянского
населения, которое до прихода сюда Украинской Центральной рады с
ее могущественными союзниками и защитниками --
немецко-мадьяро-австрийскими контрреволюционными экспедиционными
армиями с такой смелой настойчивостью заявляло о своем торжестве
не только над несправедливостью старого царско-помещичьего
режима, но и над несправедливостью режима полупомещичьего (керенщины
и Центральной рады),-- это сознание бодрило меня, рождало во мне
новые силу и веру в то, что революционное крестьянство терпит произвол
этой насильственно свалившейся на него власти лишь временно, что
стоит только повести энергичную пропаганду в его среде против этой
власти -- оно восстанет против нее с такой энергией и желанием
разбить ее раз и навсегда, каких враги революции в нем даже не
подозревают.
Произвол немецко-гетманской власти казался мне временным. Я верил,
что он при первом же решительном вооруженном выступлении крестьян
по деревням и рабочих в городах падет безвозвратно. И вот, сидя
на своем чердаке, я продумывал все постановления нашей конференции
в Таганроге, все те обязанности, которые каждый из ее членов взял
на себя. И я чувствовал себя счастливым оттого, что на мою долю
выпало продолжить идейно-руководящую роль в деле организации крестьянских
сил революции, деле, которое врагами этих сил тормозилось весною
1918 года и поэтому только не получило полного своего
революционно-боевого оформления и не достигло полного расцвета.
Глубокая вера в то, что революционное крестьянство такие силы в
себе таит, отвлекала меня от того факта, что я встречаю крестьян
физически изнуренными, забитыми, политически придавленными в свободном
выражении своих мыслей и порывов, немыми и как будто совершенно
отчаявшимися.
Эта вера подсказывала мне, что именно среди этих замкнутых, политически
и экономически бесправных и ограбленных крестьян нужно искать ту
силу для борьбы против гетманщины, за возрождение революции, которая
может проявить себя в Гуляйпольском районе повторно и более удачно
и окажется единственной силой Запорожско-Приазовской области,
способной вызвать трудящихся украинской деревни и города вообще
на путь решительного действия за свои исконные права на
независимую, свободную жизнь и вольный труд.
Так, бодрое самочувствие мое поддерживалось несокрушимой верой
в то, что живые силы революций в деревне велики, и опасаться, что
немецко-гетманская власть деморализует их окончательно и усыпит
на долгие годы, нет никаких оснований. Нужно только действовать.
Ибо только через действие одних сила эта пробуждается в других и
ищет своего выявления.
Да, да! В трудовой крестьянской семье эти силы есть, и их нужно
организовать. Так мыслил я в эти дни и стремился как можно скорее
очутиться в этой семье и увидеть себя за прямым своим и ее делом.
Да, да, нужно действовать, убеждал я себя, убеждал и тех, кто временно
появлялся ко мне и исчезал.
Это душевное состояние толкнуло меня на то, чтобы, не дожидаясь
возвращения из России остальных друзей своих, дать знать всем крестьянам
и рабочим в Гуляйполе, что я нахожусь недалеко от них и думаю не
сегодня завтра кое с кем из них видеться. Вера в гуляйпольских крестьян
и рабочих отгоняла от меня всякие мысли о том, что все могло
измениться, что крестьяне и рабочие могли отвлечься от своих
прямых дел, определившихся в процессе революции, и могут не
отозваться на мое обращение к ним. Я написал им следующее
письмо:
"Товарищи, после двух с половиною месяцев моего скитания по
революционной России я возвратился снова к вам, чтобы совместно
|
|