|
подкрепляют его положение... Надо надеяться, что поднятый им вопрос
получит на страницах анархической печати дальнейшую разработку и что
всестороннее обсуждение его приведет к ценным для анархического движения
выводам.
* * *
Нечего и говорить о том, что все сказки о бандитизме, об антисемитизме и
других якобы присущих махновскому движению темных явлениях должны с
появлением этой книги сойти на нет.
Если махновщина - как и всякое дело рук человеческих - имела свои тени,
свои ошибки, свои уклоны, свои отрицательные стороны, то они, по
свидетельству автора, были, сравнительно с великой положительной сущностью
движения, настолько мелки, ничтожны, что о них странно было бы особо
говорить. При малейшей возможности свободного творческого развития
движения они были бы без всякого затруднения изжиты.
* * *
В работе достаточно ярко оттенено, с какой простотой и легкостью, с какой
естественностью движение перешагнуло через ряд предрассудков - национальных,
религиозных и иных. Этот факт чрезвычайно характерен: он лишний раз
показывает, на какие достижения - и как легко - способны одушевленные
решительным революционным сдвигом трудовые массы, если они, действительно,
сами творят свою революцию, если им предоставлена подлинная и полная
свобода исканий, свобода действий. Пути их неограниченны - если только
сознательно не загораживать эти пути.
* * *
Но самым крупным и важным в настоящей работе мы признаем следующее:
1) В противовес многим, считавшим и до сих пор еще считающим махновщину
лишь своеобразным военным эпизодом - удалой партизанщиной, несущей в себе
все минусы, все созидательное бесплодие военщины (а многие строили именно
на этом обстоятельстве свое отрицательное отношение к махновскому
движению), - автор неопровержимыми данными показывает всю ошибочность
такого мнения. Точно, с фактами в руках, развертывает он перед нами
картину свободного, глубоко идейного, - хотя и очень краткого, -
творческого и организационного движения широких трудовых масс, формирующих
свою, тесно спаянную с ними, военную силу лишь в целях необходимой обороны
своей революции и своей свободы. Этим разбит очень распространенный
предрассудок в отношении махновщины.
Характерно, что в серьезный упрек махновщине автор ставит как раз
некоторое пренебрежение военно-стратегической стороной дела. В главе об
ошибках махновцев он выражает уверенность в том, что, если бы последние
вовремя организовали серьезную охрану возможно более широких границ района,
- вся революция на Украине, а затем и вообще, могла бы развернуться
совершенно иначе. Если автор прав, то в этом отношении судьбу махновщины
можно сблизить с судьбой других революционных движений прошлого, в которых
военные промахи также сыграли роковую роль. Во всяком случае, мы обращаем
сугубое внимание читателя на этот пункт, дающий повод к очень полезным
размышлениям.
2) Ярко оттенена полная самостоятельность движения: сознательно и
энергично отстаиваемая независимость его от каких бы то ни было
навязывающих себя извне сил.
3) Определенно и точно установлено отношение большевизма и советской
власти к такому явлению как махновщина. Нанесен сокрушительный удар всем
выдумкам и оправданиям большевиков. Вскрыты до полной наготы все их
преступные махинации, вся их ложь, вся их контрреволюционная сущность.
Хотелось бы поставить эпиграфом к соответствующей части книги слова,
сорвавшиеся когда-то у начальника секретно-оперативного отдела ВЧК
Самсонова (в тюрьме, при вызове меня "следователем" к допросу). На мое
замечание о том, что поступок большевиков по отношению к Махно в момент
договора с ним является поступком предательским, Самсонов живо возразил:
"Вы считаете это предательством? А по-нашему, это показывает лишь, что мы
- умелые государственные политики: когда Махно был нам нужен, мы сумели
его использовать; а когда он стал не нужен, мы сумели его ликвидировать".
4) Многие искренние революционеры считают анархизм идеалистической
фантазией и оправдывают большевизм как единственно возможную, неизбежную и
необходимую в развитии мировой социальной революции реальность,
закрепляющую известный этап этой революции. Отрицательные стороны
большевизма представляются таким образом несущественными и находят себе
историческое оправдание.
Настоящая книга наносит этому взгляду смертельный удар. Она наглядно
устанавливает два кардинальных пункта: 1) анархические устремления
выявились в русской революции, поскольку последняя стала подлинной
самостоятельной революцией трудовых масс не как "вредная утопия
фантазеров", но как. реальнейшее, конкретное революционное движение этих
масс; 2) как таковое, оно было сознательно, жестоко и подло подавлено
большевизмом.
Изложенные в этой книге факты ясно показывают, что "реальность"
большевизма по существу та же, что реальность царизма. Эти факты конкретно
и ярко подтверждают и противопоставляют этой "реальности" глубокую
верность и реальность анархизма как единственной подлинно революционной
идеологии труда, и снимают с большевизма всякую тень исторического
оправдания.
|
|