|
потерял из вида и движение, и Махно, будучи арестован в январе 1920 г., и
соприкоснулся еще раз с тем и другим лишь на две недели в ноябре того же
года во время договора Махно с советской властью. С тех пор я снова
потерял движение из виду. Таким образом, хотя я многое перевидал, пережил
и передумал в этом движении, но мое непосредственное знакомство с ним было
неполным.
И вот, на вопрос о том, почему я не пишу о махновщине, я не раз отвечал,
что имеется более сильный, чем я, в этом отношении.
Под этим более сильным я и разумел автора предлагаемой работы.
Я знал о его постоянной деятельности в движении. В 1919 г. мы работали там
вместе. Я знал также, что им тщательно собираются материалы по движению.
Знал, что он усиленно пишет его полную историю. Знал, наконец, что книга
эта уже написана и что автор готовится издать ее за границей. И я считал,
что прежде всего другого должна появиться в свет именно эта работа -
полная история махновщины, написанная человеком, соединяющим в себе и
постоянного участника движения, и обладателя богатой сокровищницей
материалов.
Многие до сих пор искренне убеждены, что Махно - "обыкновенный бандит"
и погромщик, увлекший за собой темную и падкую до грабежа, разложенную войной
солдатско-крестьянскую массу. Многие по сей день считают Махно
"авантюристом", веря злостным и нелепым сказкам о том, что он "открывал
фронт" Деникину, "братался" с Петлюрой, "объединялся" с Врангелем... С
легкой руки большевиков, многие все еще повторяют клевету, будто Махно
"возглавлял контрреволюционное кулацкое движение" и будто "анархизм" Махно
- лишь наивная выдумка некоторых анархистов, искусно использованная им в
своих целях... Но Деникин, Петлюра, Врангель - это лишь яркие военные
эпизоды: за них хватаются и нагромождают горы лжи. Борьба с
контрреволюционными генералами далеко не исчерпывает махновщину. Сущность
же махновского движения, его внутреннее содержание, его органические черты
остаются, вообще говоря, совершенно неизвестными.
Небольшими разрозненными статьями, отрывочными заметками, частичными
работами - такого положения вещей не изменить. В отношении такого крупного
и сложного явления, как махновщина, подобные статьи и работы дают слишком
мало, не освещают картину в целом и тонут в море печатного слова почти без
следа. Для того, чтобы нанести хороший удар всем сказкам и положить начало
серьезному интересу и ознакомлению с предметом, необходимо в первую
очередь дать о нем более или менее цельную, исчерпывающую работу, после
чего можно с пользой перейти к отдельным вопросам, к частностям и деталям.
Именно такой цельной работой является настоящая книга. И ее автор - более,
чем кто-либо, - был призван выполнить ее. Можно лишь пожалеть о том, что,
в силу ряда неблагоприятных обстоятельств, этот труд выходит в свет со
значительным опозданием.*
<* До его появления, автор - в целях скорейшего ознакомления иностранных
товарищей и рабочих с некоторыми фазами махновщины, - напечатал в
заграничных газетах 2 статьи: Нестор Махно и Махновщина и антисемитизм .>
* * *
Знаменательно, что быть первым историком махновского движения выпало на
долю рабочему. Этот факт - не простая случайность. На протяжении всего
своего существования движение и идейно, и организационно обслуживалось
теми силами, которые смогла выдвинуть сама рабоче-крестьянская масса.
Интеллигентного, теоретически образованного элемента в нем, вообще говоря,
не было. Все время оно было предоставлено самому себе. И первого историка,
теоретически обосновывающего и освещающего движение, оно выдвигает из
своей же среды.
Автор, Петр Андреевич Аршинов, сын фабричного рабочего г. Екатеринослава и
сам рабочий, слесарь по профессии, упорным личным трудом добился
известного образования. В 1904 году, 17-ти лет, он примыкает к
революционному движению. В 1905-м, работая в качестве слесаря в
железнодорожных мастерских г. Кизил-Арвата (Средняя Азия), он вступает в
местную организацию партии большевиков. В ней он быстро начинает играть
активную роль, став одним из руководителей и редакторов местного
нелегального революционного органа рабочих "Молот". (Этот орган обслуживал
всю Средне-Азиатскую железную дорогу и имел большое значение в
революционном движении рабочих этой магистрали). В 1906 г., преследуемый
местной полицией, Аршинов покидает Среднюю Азию и переезжает на Украину, в
г. Екатеринослав. Здесь он становится анархистом и уже как таковой продолжает
вести революционную работу среди екатеринославских рабочих (гл. обр. на
заводе Шодуара). Причиной перехода его к анархизму послужил минимализм
большевиков, который, по убеждению Аршинова, не отвечал подлинным
устремлениям рабочих и послужил, совместно с минимализмом остальных
политических партий, причиной поражения революции 1905-06 гг. В анархизме
Аршинов нашел, по его собственным словам, собирание, запечатление
свободно-равенственных стремлений и чаяний трудящихся.
В 1906 - 07 гг., когда царское правительство охватило всю Россию сетью
военно-полевых судов, широкая массовая работа стала совершенно невозможной.
Аршинов отдает дань исключительной обстановке и своему боевому
темпераменту: раз за разом он совершает несколько террористических актов.
23 декабря 1906 г. в рабочем поселке Амур близ Екатеринослава он с
несколькими товарищами взрывает полицейский участок. (При взрыве погибло
три казачьих офицера, пристава и стражники из карательного отряда).
|
|