|
П. АРШИНОВ
ИСТОРИЯ МАХНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ (1918-1921 ГГ.) Издание "Группы Русских
Анархистов в Германии" БЕРЛИН, 1923 год.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Приступая к этой книге, читателю прежде всего важно знать, с какого рода
работой он имеет дело: с серьезным ли и добросовестным исследованием - или
же с фантастическим и безответственным вымыслом? Может ли он отнестись к
автору с доверием - по крайней мере, в области сообщаемых фактов, данных и
материалов? Достаточно ли беспристрастен автор, и не искажает ли он истину
- в оправдание своей идеи, в вящее посрамление идей противника?
Вопросы далеко не праздные.
К источникам о махновском движении следует подходить с величайшей
осмотрительностью. Читатель поймет это, если вдумается в некоторые
характерные особенности движения.
С одной стороны, махновщина - явление громадного размаха, величия и
значения, развернувшееся с исключительной силой, сыгравшее в судьбах
революции колоссальную и чрезвычайно сложную роль, выдержавшее
титаническую борьбу со всеми видами реакции и не один раз спасавшее
революцию от разгрома, - явление необычайно богатое яркими, красочными
эпизодами и заставившее говорить о нем, интересоваться им не только в
России, но и за ее пределами. При этом махновщина возбудила к себе в самых
различных лагерях - и реакционных, и революционных - самые разнообразные
чувства: начиная от жгучей ненависти и вражды, переходя к недоумению и,
далее, к недоверчивому и подозрительному отношению и кончая чувством
глубочайшей симпатии и восхищения. Что же касается монополизировавших
революцию коммунистической партии и "советской" власти, то с ними
махновщина вынуждена была, после долгих перипетий, вступить - как и с
реакцией - в ожесточенное единоборство, причем нанесла и партии, и власти
ряд ощутимых физических и моральных ударов. Наконец, личность самого Махно
- сложная, яркая и сильная, как и все движение, - также привлекла к себе
всеобщее внимание, вызывая в одних простое любопытство и недоумение, в
других - тупое негодование или бессмысленный страх, в третьих -
непримиримую ненависть, а в четвертых - беззаветную любовь...
Естественно, что махновщина побуждает браться за перо многих
"повествователей", толкаемых всякого рода соображениями, ничего общего не
имеющими ни с подлинным знанием дела, ни с живым стремлением поделиться
этим знанием, беспристрастно изложить и осветить предмет, зафиксировать и
предоставить в распоряжение будущего историка точный материал. Одних
заставляет хвататься за перо политический расчет: потребность оправдать и
укрепить свою позицию, втоптав в грязь и оклеветав враждебное движение и
его деятелей. Другие считают своим долгом просто лишний раз лягнуть
недоступное их пониманию, напугавшее или потревожившее их явление. Третьих
поощряют - легенда, создавшаяся вокруг движения, сенсационность темы,
острый интерес к ней со стороны "широкой публики", соблазнительная
возможность заработать несколькими страницами романа. Четвертых, наконец,
разбирает просто журналистский зуд.
Так нагромождаются "материалы", способные внести в представления
читателя лишь бесконечную путаницу и отнять у него всякую возможность дойти
до правды*.
<* Не говоря о множестве мелких газетных статей, разбросанных по различным
органам России и заграницы и обнаруживающих либо недюжинные клеветнические
способности, либо невероятную литературную беззастенчивость их авторов,
существуют уже и более или менее крупные работы, претендующие на известное
идейное или историческое значение, но являющиеся, в действительности, или
сознательным извращением истины, или просто нелепыми баснями. Укажем,
например, на книжку большевика Я. Яковлева "Русский Анархизм в Великой
Русской Революции" (вышла в нескольких - русских и заграничных - изданиях),
- книжку, представляющую сплошной поток извращений и прямой лжи. Или
отметим большую и весьма претенциозную статью некоего Герасименко в
историко-литературном сборнике "Историк и современник" (изд. Ольга Дьякова
и К-, книга III , Берлин 1922, стр. 151, статья "Махно"), - статью, в
которой рассказываются такие небылицы, что стыдно становится и за "автора",
и за "сборник". Мы должны также отметить, что и в анархической прессе, в
общем и целом подходящей к махновскому движению серьезно, вдумчиво и
честно, с совершенно иных сторон и с иными целями, чем все вышеупомянутые
"авторы", имеется немало ошибок и неточностей, вызываемых тем
обстоятельством, что авторы сами не участвовали в движении непосредственно,
не подходили к нему близко и писали о нем исключительно понаслышке: по
некоторым печатным материалам, по рассказам и впечатлениям других лиц. [См.
, напр., брошюру П. Руденко "На Украине (повстанчество и анархическое
движение)", переизданную Рабочей Издат. Группой в Респ. Аргентине в марте
1922 г.; статью из журнала "Вольный Труд", органа Питерской Федерации
Анархистских Групп, окт. 1919 г. В статью и брошюру вкрались грубые
погрешности, объясняемые тем, что автор не принимал непосредственного
участия в повстанческом движении, не переживал конкретно его сложных перипетий].
>
С другой стороны, движение, при всем своем местном размахе, рядом
обстоятельств вынуждено было развиваться в атмосфере известной замкнутости
|
|