|
возмутительное злоупотребление её человеческой свободой, ибо она никак не
ощущает внутреннего безумия учения в целом. Так что она видит только
безудержную силу и жестокость его целеустремлений, которым она в конечном итоге
всегда покоряется… Не менее понятным стало для меня и значение террора по
отношению к личности и к массе. И здесь тоже точно рассчитанный психологический
эффект.
Террор на рабочем месте, на фабрике, в помещении для собраний и по случаю
массовой демонстрации всегда увенчивается успехом, пока ему не противостоит
столь же мощный террор». [150]
В начале августа 1910 года между Гитлером и Ханишем происходит разрыв. Гитлер
в течение нескольких дней рисует здание венского парламента; восторг от этого
классического храмового строения, которое он назовёт потом «чудесным эллинским
шедевром на немецкой земле», по всей вероятности, заставил его трудиться с
максимальным прилежанием. Так или иначе, но он полагал, что его картина стоит
пятидесяти крон, а Ханиш продал её якобы всего за десять. Когда же приятель
сразу после этой ссоры куда-то исчез, Гитлер с помощью одного из жильцов
мужского общежития устроил так, что его задержали, а дело передали в суд. 11
августа Ханиша приговорили к семи дням заключения; потом он говорил, что он не
очень протестовал, желая расположить к себе судей, поскольку проживал в мужском
общежитии под вымышленным именем Фриц Вальтер. И вдова покупателя заявит после,
что её муж, действительно, заплатил за картину около десяти крон, но Ханиш
почему-то не назвал его в качестве свидетеля [151] . Какое-то время продажу
картин Гитлера берет на себя еврей по фамилии Нойман, тоже живший в том мужском
общежитии, а иной раз тот и сам отбрасывает свои предубеждения и охотится за
покупателями.
Эти три с половиной года и стали «университетами» Гитлера, навсегда
сформировавшими и его представление о человеке, и его картину общества. И
нетрудно понять те комплексы ненависти и неприятия, которые должны были
возникнуть у него в результате столкновения его заоблачных амбиций с этим
окружением. Даже годы спустя он содрогался от отвращения, вспоминая эти
«мрачные картины гадости, омерзительной грязи и злости», с которыми он чаще
всего встречался в том районе, где жил. Но, что интересно, чувства сострадания
он при этом не испытывал.
Этот опыт и жизненные обстоятельства заложили во многом и основы той философии
борьбы, которая стала центральной мыслью в его миропонимании, его «гранитным
фундаментом». И где бы потом он не выражал свою приверженность к идее
«жесточайшей борьбы», «безжалостного самоутверждения», уничтожения, твёрдости,
свирепости, к праву на выживание более сильного – будь это в его бесчисленных
речах или дебатах, на страницах его книги или в застольных беседах в ставке
фюрера, – тут всё время проявляло себя миропонимание обитателя мужского
общежития, незабываемые уроки той школы низости.
И всё же элементы социал-дарвинизма в мышлении Гитлера нельзя объяснить, как
это часто делается, одним лишь его личным опытом, усвоенном в период жизни в
мужском общежитии. Скорее тут следует видеть проявление тенденции эпохи,
непререкаемым авторитетом для которой были естественные науки. Открытые
Спенсером и Дарвином законы развития и отбора являлись апелляционной инстанцией
для многочисленных псевдонаучных публикаций, умело популяризировавших «борьбу
за существование» в качестве основного принципа, а «право более сильного» в
качестве основного закона общежития людей и народов. И весьма примечательно,
что эта так называемая теория социального дарвинизма служила – во всяком случае,
какое-то время – во второй половине XIX века всем лагерям, направлениям и
партиям, ибо она была, – главным образом поначалу, прежде чем начать смещаться
вправо и использоваться уже ради доказательства якобы противоестественности
идей демократии и гуманизма, – элементом левого вульгарного просвещения.
Исходной мыслью тут служило утверждение, будто бы судьбы народов и
общественные процессы определяются, как и на звериной тропе в природе,
биологическими предпосылками. Только строгий естественный отбор, одновременно
требующий и уничтожения, и селекции, препятствует неправильному развитию и даёт
одному народу превосходство перед другими. В многочисленных «трудах» таких, к
примеру, авторов как Жорж Ваше де Лапуж, Мэдисон Грант, Людвиг Гумплович или
Отто Аммон, широко пропагандировавшихся бойкими газетчиками, содержался целый
арсенал этих столь пагубных понятий и представлений: уничтожение неполноценной
жизни, техника целевой демографической политики, принудительное заключение в
резервации и стерилизация негодных, а также попытка определять наследственную
пригодность к борьбе за существование по величине черепа, форме ушей или длине
носа. Нередко эти воззрения были связаны с решительным отрицанием христианской
морали, терпимости и прогресса цивилизации, ибо эти последние якобы
потворствовали слабости и, следовательно, шли наперекор процессу отбора. Тот
факт, что социал-дарвинизм так и не стал стройной системой и даже отвергался
порою кое-кем из его былых адептов, нисколько не повредил, однако, его
успешному распространению. В общем и целом он представлял собой одну из
классических идеологий буржуазной эпохи, стремившейся оправдать свою
империалистическую практику, равно как и свою неуклюжую капиталистическую
прямолинейность формулами некоего объективного закона природы.
Однако особенно пагубным было соединение в одно нерасторжимое целое этих
мыслей и антидемократических тенденций эпохи. И либерализм, и парламентаризм, и
идея равенства, и интернационализм рассматривались тут как нарушение закона
природы и объяснялись смешением рас. Ещё граф Гобино, первый крупный идеолог
расизма, автор труда «О неравенстве человеческих рас» («Essai sur l'inegalite
|
|