|
Именно Нольте вернул в научный обиход почти вышедшее на Западе из употребления
общее понятие «фашизм». Он рискнул покуситься на устоявшуюся версию теории
тоталитаризма, практически отождествлявшую его коричневую и красную
разновидности. Во многом благодаря усилиям Нольте в историографии Запада
происходит «ренессанс» понятия «фашизм».
В историческую науку Нольте пришёл, получив философское образование во
Фрайбурге, где среди его учителей был и М. Хайдеггер. Не удивительно, что
свежеиспечённый историк предложил феноменологический подход к фашизму, в
соответствии с которым тот рассматривался как феномен sui generis, то есть
явление, имеющее свою собственную природу. Само название книги «Фашизм в его
эпоху» даёт понять, что «не тоталитаризм как таковой является главным предметом,
исследования». [11]
Это отнюдь не означало отказа от теории тоталитаризма, о чём свидетельствует
введённое германским учёным определение исследуемого феномена: «Фашизм – это
антимарксизм, который стремится уничтожить противника благодаря созданию
радикально противостоящей и, тем не менее, соседствующей идеологии и применению
идентичных, хотя и модифицированных методов». [12]
Вычленение фашизма из тоталитарной связки открыло возможности для
сравнительного анализа его вариантов и, в конечном счёте, для его типологии. В
своей монографии Нольте строит своеобразную типологическую шкалу или лестницу
из четырех ступеней: низшая – авторитаризм, верхняя – тоталитаризм, и две
промежуточных. Нижняя ступень или, как говорит Нольте, низший полюс, это ещё не
фашизм. Верхнего же, тоталитарного полюса достигают только радикальные формы
фашизма. Между двумя полюсами располагаются «ранний» и «нормальный» фашизм. Все
это конкретизируется следующим образом: «Между полюсами авторитаризма и
тоталитаризма протягивается дуга от режима Пилсудского через политический
тоталитаризм фалангистской Испании до всеобъемлющего в тенденции тоталитаризма
Муссолини и Гитлера» [13] . Однако ступени радикального фашизма в полной мере
достиг только германский национал-социализм, тогда как итальянский фашизм
застрял на средней или «нормальной» фашистской позиции.
Несмотря на крайности своей теории и практики нацистская партия «не удаляется
от обычного фашизма, а лишь обнажает его сокровенные тенденции» [14] . Черты
нацизма являются модификацией и заострением признаков, которые обнаруживались,
например, уже у «Аксьон франсэз» [15] и итальянского фашизма. Судить о фашизме
в целом можно только с учётом нацистского опыта: «после того, как
национал-социализму удалось добиться господства, в нём самым наглядным образом
олицетворялись и радикализировались почти все существенные черты фашизма, и все
оценки должны в первую очередь соотноситься с ним». [16]
Почвой же для возникновения фашизма явилась либеральная система или, иными
словами, европейское буржуазное общество, сформировавшееся после 1815 года,
интегрировавшее в себя либеральные и консервативные элементы. Его характерные
черты: плюрализм, парламентаризм, склонность к компромиссам. Но ему недоставало
иммунитета по отношению к разного рода радикализму. Фашизм возникает вследствие
кризиса либеральной системы, но «без вызова большевизма нет никакого фашизма»
[17] . Первоначально фашизм как будто бы берет либеральное общество под защиту
от большевистской угрозы, используя при этом «методы я силы, чуждые буржуазному
мышлению и жизненным традициям». [18]
Небезынтересно отметить, что пришедшему в историю из философии Нольте удалось
разработать новую концепцию фашизма, а другому аутсайдеру, Фесту, взглянуть на
фигуру Гитлера с широтой и раскованностью, явно не свойственными традиционным
историкам-профессионалам. Вместе с тем работы того и другого органично
вписывались в германскую и международную историографию фашизма, поскольку их
концептуальное содержание основывалось на тщательном и глубоком освоении уже
накопленного исследовательского и источникового материала. Были введены в
оборот и некоторые новые материалы, но главное для Феста – «новые постановки
вопросов, а не источники». [19]
Иоахим Фест родился в 1926 году и успел ещё принять участие в заключительной
фазе войны, испытать плен. Учился он во Фрайбурге, Франкфурте-на-Майне, Берлине.
Круг его интересов отличался исключительной широтой, он изучал историю, право,
социологию, историю искусств, германистику. Отсюда во многом диапазон
исследовательского подхода, собственно исторический анализ, обогащённый
социально-психологическим, культурологическим, элементами психоанализа и, что
самое главное, в органичной взаимосвязи. В итоге из разных красок возникает
цельное изображение.
После недолгого пребывания свободным литератором Фест прочно обосновывается в
системе масс-медиа. Он прошёл через радио, телевидение и с 1973 года, того
самого, когда увидела свет его главная книга, он стал редактором одной из
авторитетнейших германских газет «Франкфуртер альгемайне цайтунг».
Фест удостоился множества премий за разнообразную деятельность в сферах науки
и культуры, в том числе имени Томаса Манна (ему принадлежит книга об отношении
братьев Манн к политике), памятной гетевской медали и т. п. В 1981 году
Штутгартский университет присвоил ему степень почётного доктора за исторические
труды.
Труд Феста, принёсший ему международную известность, явился элементом мощной
«гитлеровской волны», нахлынувшей на Запад в середине семидесятых, но он не
затерялся в ней, более того, множество заурядных поделок создали для него
выигрышный фон. По подсчётам германских экспертов того времени только 100 книг
из 40000 становились бестселлерами. И в эту сотню попала книга Феста о Гитлере.
К началу 1974 года в ФРГ было продано полмиллиона экземпляров, во Франции – 200
тысяч. Книга была успешно реализована на книжных рынках Европы и США [20] ;
|
|