|
«говорил» с самыми униженными и оскорбленными, на их же языке, объясняя, зачем
он
ввязался в драку и чего хочет добиться с помощью тех, кто готов ему верить:
«Когда мы
говорим „народ“, мы имеем в виду не зажиточные и консервативные слои нации,
которым по
нраву любой угнетающий режим, любая диктатура, любой вид деспотизма и которые
готовы
бить поклоны перед очередным хозяином, пока не разобьют себе лоб. Под народом
мы
понимаем, когда говорим о борьбе, огромную угнетенную массу, которой все
обещают и
которую все обманывают и предают, но которая жаждет иметь лучшую, более
справедливую
и более достойную родину. Мы имеем в виду тех, кто веками рвется к
справедливости
<…> кто хочет мудрых и больших преобразований во всех областях и готов
отдать за
это всё до последней капли крови, когда верит во что–то или в кого–то, особенно
если
достаточно уверен в себе» 1 .
Рамки привычного понимания, что именно рабочие являются оплотом революции
против власть имущих, были тесны для Фиделя. Он мыслил шире, с позиций в
некоторой
степени идеалиста, взращенного на трудах Марти, с позиций латиноамериканца, с
его
образной эстетикой и бурным темпераментом привыкшего оперировать глобальными
категориями свободы, независимости, справедливости. «Когда речь идет о борьбе,
мы
называем народом 600 тысяч кубинцев, которые не имеют работы и хотят честно
зарабатывать хлеб, а не быть вынужденными эмигрировать из страны в поисках
средств к
существованию; 500 тысяч сельскохозяйственных рабочих, живущих в жалких хижинах
и
работающих всего четыре месяца в году, в остальное время голодающих,
разделяющих
нищету со своими детьми <…>; 400 тысяч промышленных рабочих и
чернорабочих,
116 Леонов Н. С, Бородаев В. А. Фидель Кастро. Политическая биография. С. 83.
117 Алексеев В. А. Скромный кондотьер: Феномен Че Гевары. www.i–u.
ru/biblio/archive/alekseev_skromniy/
чьи пенсионные кассы целиком разворованы <…>; мы говорим также о 100
тысячах
мелких земледельцев, которые живут и умирают, обрабатывая землю, не
принадлежащую
им, глядя на нее с грустью, как Моисей на землю обетованную <…>. Мы
говорим
также о 30 тысячах самоотверженных учителей и преподавателей, принесенных в
жертву,
людей столь необходимых для лучших судеб будущих поколений, но с которыми так
плохо
обращаются, им так мало платят за труд; мы говорим и о 20 тысячах мелких
торговцев,
отягощенных долгами, разоряемых кризисами и окончательно добиваемых множеством
грабителей–чиновников и взяточников; о 10 тысячах молодых специалистов: врачах,
инженерах, адвокатах, ветеринарах, педагогах, зубных врачах, аптекарях,
журналистах,
художниках, скульпторах и т. д., которые покидают учебные аудитории с дипломами,
с
желанием бороться, полные надежд, а попадают в тупик, натыкаясь повсюду на
закрытые
двери, безразличие к их просьбам и требованиям. Вот это и есть народ – те, кто
переживает
все несчастья и поэтому готов бороться со всей отвагой! Этому народу, пе– 1
Героическая
эпопея: От Монкады до Плайя–Хирон. С. 63.
t;…>; мы говорим также о 100 тысячах
мелких земледельцев, которые живут и умирают, обрабатывая землю, не
принадлежащую
им, глядя на нее с грустью, как Моисей на землю обетованную <…>. Мы
говорим
также о 30 тысячах самоотверженных учителей и преподавателей, принесенных в
жертву,
людей столь необходимых для лучших судеб будущих поколений, но с которыми так
|
|