|
премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион очень серьезно относился к поиску
компромисса с арабами. Перефразируя Достоевского, он говорил: «Сионизм не имеет
морального права нанести вред даже одному-единственному арабскому ребенку, даже
если эта цена всех надежд сионистов».
Первые сионисты романтически относились к арабам, считали их соплеменниками.
Один из них писал об арабах: «Они, правда, перестали вести общую с нами жизнь
уже полторы тысячи лет назад, но остались костью от кости нашей и плотью от
плоти нашей. Ясно, что между нами могут установиться только братские отношения.
Братские не только в политическом смысле, поскольку история заставит нас вести
общую жизнь в одном государстве, но и отношения братьев по расе, детей одной
нации.
Бен-Гурион искренне полагал, что палестинские арабы — это потомки древних
евреев, вынужденных когда-то перейти в ислам: «Нет никаких сомнений в том, что
в их жилах течет много еврейской крови, крови тех евреев, которые в трудные
времена предпочли отказаться от своей веры, лишь бы сохранить свою землю.
До четырнадцатого года, до начала Первой мировой войны, между двумя общинами
складывались нормальные отношения. Многие евреи, особенно в Иерусалиме,
свободно говорили по-арабски. Еврейские и арабские дети играли вместе. Но
палестинские евреи не особенно интересовались арабами, не учили арабский язык,
не пытались понять своих соседей. Это была большая ошибка. Палестинские евреи с
большим опозданием оценили мощь арабского сопротивления любым чужакам-иноверцам.
Впрочем, возможно, еврейским поселенцам все равно не удалось бы переубедить
арабов, среди которых уже в двадцатые годы появились профессиональные борцы с
сионизмом. Они призывали вновь изгнать евреев из Палестины.
В двадцать втором году член одного кибуца опубликовал в небольшой газете свое
видение будущего. Он представлял себе, каким станет его кибуц Эйн-Харод через
сто лет — процветающим и счастливым. В центре киббуца появится монумент — «два
человека, еврейский и арабский рабочий, держат флаг, на котором написано:
свобода, равенство, братство».
Обнаруживший эту статью израильский публицист Амнон Рубинштейн с горечью
заметил, что в кибуце Эйн-Харод действительно стоит мемориал — в память трех
поколений одной семьи, павших в войнах с арабами…
В мае двадцать девятого года в Яффе вспыхнули серьезные арабские волнения:
арабы нападали на евреев и убивали их. Тогда погибло около ста человек. Борьба
с сионизмом, то есть с возвращением евреев в Палестину, стала стержнем
арабского национального движения.
В Иерусалиме столкновения начались из-за права доступа к Стене Плача — это
часть уцелевшей после разрушения Второго Храма стены.
Здесь когда-то стоял Великий Храм царя Соломона. Его разрушил царь Вавилонии
Навуходоносор II. Он уничтожил Иудейское царство и увел евреев в плен. Когда
они вернулись из вавилонского плена, то восстановили храм. И он вновь был
разрушен римлянами. Две тысячи лет евреи молились, обратясь в сторону Храмовой
горы. На месте храма мусульмане воздвигли две мечети.
Евреи утверждали, что это самая почитаемая иудейская святыня, арабы доказывали,
что это часть комплекса мусульманских святынь, включающих мечети Омара и
Аль-Акса, и евреи имеют право находиться лишь в коридоре шириной три с
половиной метра. Спор привел к тому, что двадцать третьего августа арабы
взялись за оружие. В Хевроне погибло шестьдесят евреев. Это был поворотный
пункт. Политическая борьба против евреев соединилась с религиозным фанатизмом.
Третья волна арабских волнений вспыхнула в апреле тридцать шестого года. Она
стала следствием роста националистических настроений в арабском мире.
Палестинские арабы требовали запретить еврейскую иммиграцию и продажу земли
евреям.
Арабские волнения продолжались три года.
Любые попытки сионистов найти умеренных арабских лидеров и договориться об
условиях сосуществования, заканчивались трагически. Тот, кто садился за стол
переговоров с евреями, подписывал себе смертный приговор.
В сорок шестом году Фаузи Дервиш Хуссейни, двоюродный брат великого муфтия
Иерусалима и руководитель группы «Молодая Палестина», сказал, что готов
подписать с евреями договор о создании равноправного двунационального
государства. Одиннадцатого ноября он подписал такой документ, а через
двенадцать дней его убили арабские радикалы.
Получалось, что палестинские евреи строят свой дом прямо в жерле вулкана.
Постоянные атаки со стороны арабов привели к тому, что сионисты стали
готовиться к отпору, хотя англичане запретили евреям создавать силы самообороны.
Радикальнее всех были настроены выходцы из России, молодые рабочие из партии
Поалей-Цион («Рабочие Сиона»). Они пережили погромы в России и были готовы к
отпору. Они, в частности, считали, что нельзя нанимать арабских рабочих — евреи
обязаны сами работать на земле. Арабы же истолковывали это как желание лишить
их работы.
В малоразвитой Палестине не было иной ценности, кроме земли. Евреи могли
купить только песчаные участки, болота или целину. Но и на этой земле еврейские
поселенцы сумели вырастить апельсины.
Арабы лишались земли в Палестине не потому, что ее скупали евреи, а потому,
что ее скупали крупные землевладельцы-арабы. То же самое происходило и в
соседнем Египте. Кое-кто из них перепродавал потом землю с выгодой для себя
евреям. Но ненависть нищих арабов обрушивалась именно на евреев. Арабы не
хотели, чтобы приезжающие сюда евреи скупали земли. Они боялись, что останутся
|
|