|
Анри Барбюс
СТАЛИН
Аннотация: Книга «Сталин» – последнее большое произведение Анри Барбюса.
Этой книгой Анри Барбюс закончил свой славный жизненный путь – путь
крупнейшего писателя, пламенного публициста, достойного сына французского
народа, непримиримого борца против империалистической войны и фашизма. Эта
книга – первая попытка большого талантливого европейского писателя дать образ
вождя пролетариата и трудящихся масс, гениального продолжателя Ленина, дать
образ Сталина.
---------------------------------------------
Анри Барбюс
СТАЛИН
Человек, через которого раскрывается новый мир
I
Революционер царского времени
Красная площадь – центр Москвы и огромной европейской и азиатской России.
Центр Красной площади – Мавзолей. На левом крыле Мавзолея, в котором спит
словно живой Ленин, стоят радом пять-шесть человек. Издалека они неотличимы
друг от друга.
А кругом сходится и расходится симметрическое кипение масс. Кажется, будто оно
выходит из-под земли и туда же, под землю, уходит. Во всю длину и ширину
площади, от края до края, калейдоскопически развертывается процессия –
нескончаемое шествие, над которым трепещут кумач и шелк, отягощенные буквами,
словами; материя взывает. Или это – колоссальный спортивный праздник: в своем
стремительном движении вперед он разрастается, как парк. Или, наконец, –
движение самой мощной армии в мире, разбитый на четырехугольники
красноармейский народ.
Перед нами всплывает то та, то другая часть празднества: сверкание движущейся
щетины штыков или шеренга юношей и девушек, или просто цепь гордых, счастливых,
смеющихся и светящихся лиц.
Этот многочасовой одухотворенный прибой, этот восторг, излучаемый толпами,
заполнившими ряды трибун вдоль зубчатой стены Кремля, кипит водоворотом
возгласов и восклицаний. У этого водоворота есть центр. Возгласы сливаются в
одно имя: «Сталин!», «Да здравствует товарищ Сталин!». Один из стоящих на
Мавзолее Ленина подносит руку к козырьку или приветственно поднимает ее, согнув
в локте и выпрямив ладонь. Человек этот одет в длинную военную шинель, что,
впрочем, не выделяет его среди других, стоящих радом.
Он и есть центр, сердце всего того, что лучами расходится от Москвы по всему
миру.
В Советской стране его изображение – в скульптуре, живописи и фото – повсюду
радом с изображением Ленина. Нет того уголка на заводе, в казарме, в учреждении,
нет той витрины, где на красном фоне, между живописной диаграммой
социалистической статистики (антирелигиозная икона!) и эмблемой серпа и молота,
мы не увидели бы его лица. Недавно в России и других советских республиках был
на всех стенах расклеен плакат с огромными, находящими друг на друга профилями
двух умерших и одного живого: Маркс, Ленин, Сталин. Не много есть таких жилых
комнат в рабочей ли, в интеллигентской ли семье, где не было бы портрета
Сталина.
Вот оно – лицо народа, населяющего шестую часть мира, того нового народа,
который вы любите или ненавидите.
Через несколько часов – обед. В России время его не отличается
определенностью: у огромного большинства «ответственных» распределение дня
зависит от работы. На сей раз пусть это будет, если угодно, в два часа дня.
Кремль – это многоцветная крепость, возвышающаяся в самом центре Москвы. За
стеной с варварскими башенками, раскрашенными в зеленый и красный цвета,
расположен целый город древних златоглавых церквей и старинных дворцов (там
есть также большой новый дворец, выстроенный в XIX веке одним из богатых
помещиков романовской династии и похожий на отель Карлтон).
Тут, в Кремле, напоминающем выставку церквей и дворцов, у подножия одного из
этих дворцов, стоит маленький трехэтажный домик.
Домик этот (вы не заметили бы его, если бы вам не показали) был раньше
служебным помещением при дворце; в нем жил какой-нибудь царский слуга.
Поднимаемся по лестнице. На окнах – белые полотняные занавески. Это три окна
квартиры Сталина. В крохотной передней бросается в глаза длинная солдатская
шинель, над ней висит фуражка. Три комнаты и столовая обставлены просто, – как
в приличной, но скромной гостинице. Столовая имеет овальную форму; сюда
подается обед – из кремлевской кухни или домашний, приготовленный кухаркой. В
капиталистической стране ни такой квартирой, ни таким меню не удовлетворился бы
|
|