|
вслед за разумом и повиноваться ему. Оно должно быть лишь слугою очевидности,
ибо, будучи предоставлено самому себе, оно может стать и слугою безумия.
Мы только улыбаемся, когда узнаем, что года два назад немецкий писатель Эмиль
Людвиг спросил Сталина: «Что Вас толкнуло на оппозиционность? Быть может плохое
обращение со стороны родителей?»
Этот добрый Людвиг все еще твердо верит в старую догму обывательской
премудрости: чтобы стать революционером, надо быть либо злым, либо озлобленным,
либо, наконец, в детстве терпеть побои от родителей. Эта жалкая мудрость
слишком ничтожна, чтобы быть обидной. Конечно, несчастье подталкивает вперед и
отдельных людей, и массы, но революционер слишком далеко уходит по дороге
коллективного прогресса, – он выше мелких «личных обстоятельств». Сталин
терпеливо ответил Людвигу: «Нет. Мои родители были необразованные люди, но
обращались они со мной совсем не плохо. Если я стал революционером, то только
потому, что я нашел, что марксисты были правы».
«Принципиальная политика есть единственно правильная политика», – часто
говорил и повторял Сталин вслед за Лениным. Вот основное положение, великая
заповедь, при помощи которой можно, как говорит Сталин, «брать приступом …
«неприступные» позиции». А главная пружина, движущая вождями общественного
прогресса, есть вера в массы. Вера в широкие рабочие массы – вот лозунг, боевой
клич, к которому наш вождь чаще всего обращается на протяжении всего своего
пути. «Теоретики и вожди партий … – говорит он нам, – бывают иногда одержимы
одной неприличной болезнью. Болезнь эта называется боязнью масс …». Вождь
нуждается в массах больше, чем массы в вожде. Он учится у них больше, чем они у
него. Как только вождь начал сторониться масс, с ним кончено, он погиб и для
победы, и для дела.
Итак, практик-агитатор, крепко вооруженный реализмом, ненавидящий фразу и
абстракцию, вступил в бой.
Отметим здесь влияние Курнитовского, соратника Ленина по борьбе, пионера
ленинских идей в Закавказье. Этот человек способствовал ознакомлению И. В.
Джугашвили с идеями Ленина. Марксизм, по меткому определению Адоратского,
«дает понимание своеобразия каждого момента», а ленинизм уже в то время был
марксизмом, широко приспособленным к обстоятельствам места и эпохи.
Молодой революционер работал под всевозможными кличками: Давид, Коба,
Нижерадзе, Чижиков, Иванович, Сталин, и его систематическая агитация
развертывалась в разнообразнейших формах.
Прежде всего, он занял определенную позицию во внутрипартийной борьбе между
«стариками» и «молодыми». «Старики» стояли за распределение «чистой пропаганды»
маленькими порциями между избранными передовыми рабочими, которые должны были
распространять учение дальше. «Молодые» стояли за прямую агитацию в массах, за
«улицу». Стоит ли говорить, что Сталин оказался на стороне именно этого
последнего направления и принес ему победу.
Забастовка. В 1900—1901 годах в Тифлисе шли стачка за стачкой, и наш агитатор,
начинавший играть очень значительную роль, не оставался в стороне. Эти стачки,
а особенно – большая демонстрация, состоявшаяся в мае 1901 года, привели к
разгрому тифлисского комитета РСДРП и к окончательному уходу в подполье.
У Сталина не было ни копейки. В 1900 году в Тифлисе, где он вел восемь кружков
и работал в них каждый вечер, его кормили Нинуа и несколько других товарищей.
Работа агитатора связана с искусством скрываться. В Тифлисе до сих пор
показывают один из домов, служивший «подпольным убежищем» человеку, чей
жизненный путь проходит перед нами в этой книге. Хрупкие колонки крытого
балкона, узкие, закругленные сверху ворота. Этот дом очень похож на множество
других тифлисских домов, – такое сходство было первым условием успеха.
На собраниях Сталин появляется неожиданно, усаживается молча и слушает, пока
не берет слово. С ним всегда приходят два-три товарища, и один из них остается
у дверей на страже. Сталин не засиживается. Чтобы уйти незаметно для шпиков,
нужно много сложных маневров.
Вот он на подпольном собрании, устроенном у самых кулис театра, так что, когда
полиция оцепила помещение, довольно было шмыгнуть в дверь, чтобы смешаться с
театральной публикой и начать с самым заинтересованным видом слушать спектакль.
Вот он входит в большой книжный магазин Попова. Он спрашивает книгу Белинского
и начинает внимательно просматривать ее, а сам следит глазами за приказчиком –
и в конце концов незаметно передает ему два фальшивых паспорта. Эти паспорта
должны помочь бегству двух товарищей, которых полиция собиралась захватить
несколько позже, – слишком поздно. Хозяин магазина, Попов, был черносотенцем, а
именно поэтому товарищам – Стуруа, Тодрия, Енукидзе – было особенно удобно
здесь встречаться.
У Сталина – необычайное чутье. Это он, со своей прозорливой интуицией,
воспрепятствовал намерению бакинских рабочих, рассчитывавших на сочувствие
солдат (на самом деле готовилась ловушка), освободить демонстрантов,
арестованных за драку с черносотенцами, которые вышли на улицу с портретом
«обожаемого монарха».
Грузинская земля начинает гореть под ногами молодого революционера, но тут он
получает могучую поддержку из-за рубежа. То была газета «Искра», которую начал
выпускать за границей Ленин. Новая газета сразу стала и теоретическим центром,
и центром нелегального движения. Передовая статья ее первого номера,
выпущенного в Мюнхене в декабре 1900 года, заключалась призывом: «Мы должны
взять эту крепость, и мы возьмем ее, если все силы пробуждающегося пролетариата
соединим со всеми силами русских революционеров в одну партию …».
Но Сталин скрывался не всегда. Бывали моменты, – моменты, разумеется,
тщательно выбранные, – когда он выходил из подполья. Так было, например, в 1901
|
|