|
Надо отметить и подчеркнуть, в какой степени эта теория национального вопроса,
– в самом деле, необычайно смелая в своей социалистической прямоте и величии,
– отвечала интересам революционной борьбы. Действуя на этой основе, партия
большевиков предстала перед рабочими и крестьянскими массами, как единственная
партия, последовательно борющаяся против угнетения национальностей царизмом,
политику которого продолжал и Керенский при поддержке меньшевиков.
Лозунг национального освобождения, вместе с лозунгом освобождения социального,
с лозунгами хлеба, мира, рабочего контроля над производством, – этот лозунг,
спаявший национальные устремления с социализмом, решительно двинул вперед
подготовку Октябрьской революции. Позиция большевиков в национальном вопросе ни
одну национальность не привела к отделению, которого можно было бы опасаться,
но обеспечила большевикам сочувствие всех народов России. Таким образом, и в
этом случае полностью восторжествовала смелая и дальновидная мудрость. «Русские
рабочие, – писал Сталин, – не смогли бы победить Колчака, Деникина, Врангеля
без такого сочувствия и доверия к себе со стороны угнетенных масс окраин бывшей
России».
В послеоктябрьские дни, вслед за вторым взмахом восточноевропейской метлы, за
развалом «демократического» самодержавия буржуазии, Сталин, естественно,
сделался официальным руководителем политики партии в национальном вопросе.
Одним из первых законодательных актов советского правительства была
«Декларация прав народов России» . Она создана и написана Сталиным. Вот ее
основные положения:
Равенство и суверенность всех народов России. – Право на свободное
самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
– Отмена всех и всяческих национальных и национально-религиозных привилегий и
ограничений. – Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических
групп, населяющих территорию России.
Для национальностей, входящих в федерацию, это означало общее объединение
чисто административного характера при максимальной свободе национального
развития. Народы заключили между собою союз, основанный на взаимной
независимости.
Другой важнейший программный документ, опубликованный в 1917 году за подписью
Ленина и Сталина, был обращен ко всем трудящимся мусульманам, живущим в
пределах бывшей европейско-азиатской царской империи. То была самая отсталая и
угнетенная часть так называемого «российского» населения. Советское
правительство заявляло, что одной из главнейших своих задач оно считает –
поднять многие миллионы мусульман Туркестана, Сибири, Кавказа, Поволжья до
общего уровня.
Вдумаемся в это величественное, столь человечное и нравственное разрешение
самой запутанной и самой трагической из всех современных проблем. Будем при
этом помнить, что разрешение это одинаково применимо и к областям одной страны,
и к странам целого материка или всего мира. Проблема поистине трагическая:
вопрос об отношениях между национальностями, вопрос войны или мира, – это
кровавый порочный круг всей современной истории. Строго говоря,
националистические чувства и мир – несовместимы. Кто говорит «нация» – тот
говорит: «экспансия», говорит: «жадность», говорит: «хищничество». Не было еще
случая, чтобы пожирание одной нации другою не доходило, раз начавшись, до
крайнего, практически возможного предела. А капиталистическая политика личной
наживы и социального застоя углубляет и систематически взращивает таящуюся
катастрофу. Порочным результатом исторического роста Государств является
(внутри сомнительных границ) блок кучки эксплуататоров с эксплуатируемой массой,
– блок, направленный против масс, населяющих соседние страны. Но здравый смысл
требует от нас другой группировки людей, – группировки, основанной на единстве
интересов. Несомненно, что разрушительный капитализм разъедает мир по линиям
национальных границ и что тяжкой преградой на пути к освобождению через общее
единство стоит националистический культ, отравляющий по частям человечество,
наделяющий каждый кусок географической мозаики, какой только имеет особое имя,
непомерными и взрывчатыми притязаниями. Таким образом, буржуазная пропаганда
сводится, в основном, к отчаянному, непомерному разжиганию националистических
инстинктов толпы, к враждебному огораживанию «отечеств» и дикому разгораживанию
мира: такое болезненное состояние духа, такое неестественное положение вещей
необходимо для самого существования капитализма. (И вся эта пропаганда
принимает особенно напряженные, особенно грозные формы именно в наши дни, – на
том этапе общественной борьбы, когда экономический кризис и известное идейное
брожение выводят человечество из спячки).
И вот, люди Октября, совершившие свою революцию как раз в обстановке
исключительно сложного национального переплета [8] (причем веками
укоренявшийся гнет часто приводил к болезненному обострению национального
чувства), впервые показывают нам разумное и окончательное разрешение застарелых
национальных противоречий, раздирающих весь земной шар, дают нам логическую
формулу; объединяющую два несовместимых на первый взгляд требования: требование
индивидуальности для каждого народа и требование практической солидарности
между ними. Патриотизм, который всегда был врагом социализма, они делают
социалистическим.
Секрет великой формулы – в совершеннейшем сочетании двух основных стремлений:
стремления к индивидуальной свободе и стремления к объединению с другими;
секрет в том, чтобы эти стремления, не путаясь и не сталкиваясь между собою,
имели свои особые области действия, свои особые ресурсы, позволяющие им
развиваться параллельно, а не одно за счет другого.
Этническое своеобразие, моральная и интеллектуальная коллективная личность,
|
|