|
портретов, исполненных придворными скульпторами в стиле поздней Римской империи.
Однажды начальник вызвал всех к себе в кабинет — он помещался на втором этаже
— для очередного инструктажа. Раздался звонок, хозяин подбежал к аппарату.
— Тимофеев у телефона. Да, Лаврентий Павлович. Слушаюсь. Да. Да. Будет
исполнено. Есть.
Он бережно положил трубку на место, оглядел свое войско, сел в кресло и
медленно, растягивая слова, произнес:
— Ну, а теперь по-го-во-рим...
Подобные сцены повторялись несколько раз. Кто-то заметил, как будущий
полковник во время этих переговоров манипулировал рукой под столом — отключал
телефон... И все же ансамблю повезло: начальник оказался человеком незлобивым,
порой даже заботливым. В конце 1941 года, когда немецкие армии подошли к
столице, он помог эвакуировать из Москвы семьи участников ансамбля, а когда
Вольпин и Эрдман угодили на фронт, он разыскал их там и обеспечил бронью и
работой.
В штате ансамбля числился комиссар, а также строевой лейтенант, которому
участники подчинялись в качестве рядовых солдат.
Когда до выступления в Кремле оставалось не более недели, начальник вызвал
всех к себе.
— Имеется важное задание: создать песню о железном наркоме. Задание срочное,
ответственное. Чтобы тексток и мотивчик сами в ушко ложились.
Сказал и выдернул из носа волосок.
— Ну, у кого какие предложения? Все переглянулись, наступила тишина.
Внезапно поднимается писарь:
— Товарищ начальник, есть и тексток, и мотивчик.
— Ну, что ж, давай, — сказал неуверенно полковник. Шею Бучинского украшал
целлулоидный воротничок, тогда носили такие — вытер тряпочкой и чистый опять.
Он напрягся, шея налилась кровью, и запел:
Цветок душистых прерий,
Лаврентий Палыч Берья-а-а...
Все оцепенели. Полотер вскочил, подбежал к двери, распахнул ее, выглянул,
захлопнул, вернулся на середину кабинета, опять кинулся к двери, снова
распахнул, закрыл, повернулся к подчиненным и тихо так сказал:
— А ну... брысь... брысь все... отсюда!
Кабинет мгновенно опустел, люди собрались на железной винтовой лестнице.
Смеяться нельзя, да и кто в такой ситуации осмелился бы улыбнуться...
Эрдман повернулся к писарю:
— Т-ты ш-што, сс-у-ма сошел, ш-што ли?..
— Ребята, вы меня извините, я с утра... взбодрился немного... У меня весь день
в голове крутится: «Берия— прерия, прерия — Берия, Берия — прерия».
Подошло время генеральной репетиции. В последний момент стало известно, что
программу концерта будет принимать сам Лаврентий Павлович.
Начальник приказал уложить выступление в 30 минут. Многое зависело от
конферансье. В этот день в зал никого не впускали. Начальник метался по сцене,
Зеня (так звали Зиновия Дунаевского, руководителя ансамбля) стоял наготове
перед хором, томление дошло до предела. Начальник подозвал конферансье:
— Программу будешь вести академечески. С хохмами.
— Есть!
Через минуту Тимофеев передумал:
— Будешь вести строго: вышел, объявил номер и по-солдатски четко ушел.
— Есть!
В зрительный зал вели шесть дверей — по две двери справа и слева и две — сзади,
напротив сцены. Внезапно все двери распахнулись, одновременно распахнулись,
появились мальчики в одинаковых демисезонных пальто, с поднятыми воротниками,
руки в карманах — и встали у дверей. Еще несколько томительных минут, и входит
человек — в таком же пальто, с поднятым воротником, руки в карманах. Под кепи,
надвинутым на самые брови, сверкает пенсне. Человек прошел до середины зала,
сел в крайнее кресло, развалился и гаркнул: «Начинайте!»
Зеня взмахнул рукой...
Когда все кончилось, тишину взрезал тот же гортанный голос:
— В Кремль поедет песня о Вожде. Вторая поедет песня обо мне. Третий номер —
уголовник — столь гармонично развитая личность могла
сложиться лишь в сталинском аппарате.
Соперничество Маленкова и Жданова у кресла Предводителя — разве не
соперничество двух преступников? Дружба Маленкова с Берия — разве не на ниве
кровавых деяний взросла?
В марте 1946 года новый член Политбюро Маленков занял видное место в
секретариате ЦК. Свою карьеру он начинал в личной канцелярии генсека, там
поднаторел в искусстве партийной интриги. Теперь Маленков мог смело тягаться со
Ждановым, хотя позиции Андрея Александровича современникам представлялись более
прочными: его сын Юрий был женат на единственной дочери Вож
|
|