|
от строки к строке, когда, понемногу остывая в своей злобе, Леонардо
подставляет один под другим, в виде столбца, ряд вопросов и воодушевление
постепенно его охватывает.
– Откуда моча?
– Почему рвота?
– Откуда боли в боку?
– Откуда происходит насморк?
– Слезы.
– Чихание.
– Зевота.
– Дрожание.
– Падучая болезнь.
– Почему молния убивает человека, а не ранит его? Почему, если бы человек
сморкал нос, когда его ударило молнией, он не умер бы?
– Что такое душа?
– Откуда появляется семя?
Наконец:
О рыдании.
12
Птица есть действующий по математическому закону инструмент, сделать который в
человеческой власти со всеми его движениями. Поэтому мы скажем, что
построенному человеком инструменту не хватает лишь души птицы, которая в данном
случае должна быть заменена душою человека.
Поднявшись наутро ранее обыкновенного, Леонардо с большой осторожностью, чтобы
никого из спящих не потревожить, вышел под холодное беззвездное небо; пересек
затем двор, как бы стойло Чудовища, хвостом едва не упиравшегося в кирпичную
стену звонницы св. Готтарда. Пройдя под брюхом Коня – при этом свет зажженного
факела не прояснил до конца неизмеримую глубину его паха, – Леонардо оказался
перед другой, железною дверью. Сооружение или, лучше сказать, инструмент, ради
которого он в эдакую рань взбирался крутой неудобной лестницей, находилось в
верхнем помещении указанной башни св. Готтарда – выше были колокола.
Как если бы сооружение выщипывало пух в подмышечной впадине, одно его крыло
было подобрано, тогда как другое, распростершись, немного не доставало до
стены; некоторые же части конструкции лежали, на верстаке и на полу одна от
другой отдельно. Внимательно к ним присмотревшись, можно было бы сообразить,
что каждая напоминает собою какое-нибудь природное устройство, и даже не в силу
прямого сходства, а благодаря некоторому органическому принципу, насколько ему
следует изобретатель. Подобно сопрягающимся в суставе костям, сопрягающиеся
части этих частей будто бы отражают одна другую, однако в кривом зеркале, так
как совпадают не полностью и чтобы возможны были движения по произвольным
орбитам, отличающимся от круговой, как это в действительности происходит в
суставах человека или других животных. Так опытность анатома приносит пользу
изобретателю, когда, учась у природы и продвигаясь за нею след в след, он затем,
можно сказать, ее же походкою движется далее самостоятельно. При этом каждое
решительное действие он подготавливает и оснащает с большой осмотрительностью;
так, расплетая тесьму, стягивающую суставную сумку, он разнимает самый сустав,
протирая его изнутри промасленной тряпкой, или наждачною пастой снимает
незначительный, препятствующий вращению слой дерева с его округлых поверхностей,
а сколько именно снять, он определяет до этого внимательнейшим прослушиванием,
когда прикладывает ухо к суставу и одновременно его пошатывает и по-разному
двигает: полностью пригодный сустав должен работать без задержки и скрипа, с
едва уловимым шелестом. И хотя это тончайшее занятие – такая подгонка, со
стороны может казаться, что Мастер отлынивает от более важного дела,
сосредоточиваясь на несущественных мелочах исключительно ради удовольствия. И
уж совсем это выглядит забавою или даже детской игрой, когда Мастер из бумаги
вырезывает ножницами птицу. Получившуюся первоначально плоскую симметричную
фигуру он складывает вдвое, снизу склеивает, а оставшиеся свободными крылья
расправляет, как у парящей птицы. При этом видно, что не впервые он так
|
|