|
ли когда-нибудь могло быть постигнуто или освещено сознанием. Душа
примитивного человека и души животных пограничны, ведь в пещерах в
древности, прежде чем их заняли люди, жили животные.
Именно тогда мне стало совершенно ясно, насколько велика разница между
нашими с Фрейдом духовными установками. Я рос в исторической атмосфере
Базеля конца прошлого века и благодаря моему интересу к философии кое-что
знал из истории психологии. Размышляя над сновидениями и содержанием
бессознательного, я неизбежно обращался к историческим аналогиям, а в
студенческие годы часто заглядывал в старый философский словарь Круга. Мне
были лучше знакомы философы XVIII века и частично XIX. Их мир и сформировал
атмосферу верхнего этажа. Для Фрейда же, как я считал, история развития
мысли начиналась с Бюхнера, Молешотта, Дюбуа-Реймона и Дарвина.
Если судить по моему сну, то, помимо собственно сознания, существовало
еще несколько нижних уровней: необитаемый "средневековый" первый этаж, затем
"римский" подвал и, наконец, доисторическая пещера. Это были вехи
сознательной истории человечества и вехи в истории развития человеческого
сознания.
В дни, предшествовавшие сну, я о многом размышлял, мучительно пытаясь
понять, каковы предпосылки фрейдовской психологии и каким образом она
соотносится с другими категориями мышления. Как теория Фрейда, при своем
крайнем персонализме, выглядит в свете универсальных понятий? Ответ
содержался в моем сне. Основные положения культурной истории представлены в
нем в виде уровней сознания: снизу вверх. Мой сон, таким образом,
представлял собой структурную диаграмму человеческого сознания, выстроенную
на обратных Фрейду безличных основаниях. Эта идея стала в каком-то
смысле
"it clicked" (наиболее подходящей. - англ.), как говорят англичане.
Образы
сна не оставляли меня и в дальнейшем. Я не понимал как, но они утвердились в
моем сознании. Здесь впервые четко высветилась идея "коллективного
бессознательного" (то, что я принял за останки примитивной культуры),
составляющая a priori основу индивидуальной психики. Много позже, имея уже
немалый опыт и более глубокие знания, я увидел здесь инстинктивные формы -
архетипы.
Я никогда не соглашался с Фрейдом в том, что сон - это некий
заслоняющий смысл "фасад" - когда смысл существует, но он будто бы нарочно
скрыт от сознания. Мне кажется, что природа сна не таит в себе намеренного
обмана, в ней нечто выражается возможным и наиболее удобным для нее образом
- так же как растение растет или животное ищет пищу. В этом нет желания
обмануть нас, но мы сами можем обмануться, если будем слепы. Можно слушать и
не слышать, если заткнуть уши, но это не значит, что наши уши намеренно
обманывают нас. Задолго до того, как я узнал Фрейда, бессознательное и сны,
непосредственно его выражающие, казались мне естественными процессами, в
которых нет ничего произвольного и тем более намеренно вводящего в
заблуждение. Нет причин предполагать, что существует некое бессознательное
природное коварство, по аналогии с коварством сознательным. Напротив,
житейский опыт свидетельствует, насколько бессознательное противится этим
сознательным влечениям.
Сновидение о доме имело необычные последствия: я вновь увлекся
археологией. По возвращении в Цюрих я прочел несколько книг по мифологии и
вавилонским раскопкам. Тогда мне попалась на глаза книга Фридриха Крейцера
"Мифы и символы древности", она сыграла роль искры попавшей в сухую солому!
Я с лихорадочным интересом перелопатил горы мифологического и научного
материала и в конце концов совершенно запутался. Моя беспомощность была
сродни той, которую я в свое время испытывал в клинике, когда стремился
проникнуть в смысл психического расстройства. Я чувствовал себя так, будто
находился в воображаемом сумасшедшем доме, пытаясь "лечить" всех кентавров,
нимф, богов и богинь из книги Крейцера. Тем не менее я не мог не уловить
связи между античной мифологией и психологией примитивных народов, которой
позже и стал заниматься. Работы Фрейда в этой же области несколько меня
озадачили, поскольку я уже знал, до какой степени его теория подавляет
собственно факты.
Тогда же я наткнулся на работу, описывающую фантазии молодой
американки, некой мисс Миллер. Материал был опубликован в "Архивах
психологии" (Женева) моим уважаемым другом Теодором Флурнуа. Меня поразил
мифологический характер этих фантазий, которые стали своего рода
катализатором для моих беспорядочных умозаключений. Так постепенно начала
складываться книга "Метаморфозы и символы либидо". Пока шла работа над ней,
я увидел сон, предрекавший будущий разрыв с Фрейдом. События в нем
происходили в горной местности на границе Австрии и Швейцарии. В сумерках я
увидел пожилого человека в форме австрийских имперских таможенников. Он,
немного сутулясь, миновал меня молча, даже не взглянув в мою сторону. В нем
было что-то гнетущее, он казался расстроенным и раздраженным. Тут были и
другие люди, и кто-то сказал мне, что этот старик - лишь призрак таможенного
чиновника, сам же он умер много лет назад. - "Он из тех, кто не может
умереть".
Так выглядела первая часть сна.
Я стал его анализировать, уловив в слове "таможня" ассоциацию с
"цензурой". "Граница" могла означать, с одной стороны, границу между
сознанием и бессознательным, с другой же - наши с Фрейдом расхождения.
|
|