|
утратила с ней всякий контакт.
Эта дама владела несколькими скаковыми лошадьми. Увлечение верховой
ездой поглощало ее полностью. И вот в какой-то момент она обнаружила, что
лошади под ней начинают нервничать, даже ее любимец однажды сбросил ее. В
итоге ей пришлось отказаться от верховой езды. Привязанность к собакам не
принесла ей облегчения. У нее был замечательный волкодав, которого она
просто обожала. И снова удар судьбы: именно эту собаку разбил паралич. Это
стало последней каплей: она почувствовала, что "морально разбита"; ей нужно
было кому-то исповедаться, и она пришла ко мне. Она была убийцей, но не
только: она стала и самоубийцей, потому что тот, кто совершил преступление,
разрушает и свою душу. Убийца судит себя сам. Когда преступление, раскрыто,
преступник несет наказание согласно закону. Если преступление осталось
тайной и человек совершил его без нравственных колебаний, наказание все
равно настигнет его, о чем и свидетельствует этот случай, - просто оно
придет днем позже. Нередко бывает, что животные и растения знают о
преступлении.
Из-за убийства от этой женщины отвернулись даже ее животные. Не в силах
вынести одиночества, в котором она оказалась, эта женщина, чтобы как-то
справиться с ним, сделала меня своим исповедником. Она искала человека
нейтрального, без предрассудков, который не был бы убийцей, кому она могла
бы признаться и тем самым восстановить утраченную связь с людьми. Она
нуждалась во враче больше, нежели в священнике, испытывая страх, что
последний выслушает ее из чувства долга, но в душе вынесет моральный
приговор. Она видела, что люди и животные отвернулись от нее, и была
настолько подавлена, что не могла более выносить это проклятие.
Я так и не узнал, кто она, и даже не знаю, правдива ли ее история.
Временами вспоминая об этом, я размышлял, что с ней стало, ведь на нашей
встрече история не закончилась. Возможно, она покончила с собой. Не могу
себе представить, что можно жить дальше в таком предельном одиночестве.
Клинические диагнозы важны, поскольку каким-то образом ориентируют
врача, но помочь пациенту они не могут. Все зависит от "истории" последнего,
ибо только она способна выявить внутренние причины человеческого поведения и
человеческих страданий и только она открывает возможность эффективного
лечения. Вот еще один случай, который служит достаточно убедительным
доказательством.
Речь идет об одной 75-летней пациентке, которая с 40 лет находилась в
клинике. Не осталось уже никого, кто бы мог вспомнить, при каких
обстоятельствах она сюда попала. Все, кто был при этом, умерли, лишь старшая
сестра, которая работала здесь 35 лет, что-то смутно припоминала. Старушка
не могла говорить и ела исключительно полужидкую и протертую пишу, причем
ела руками - из ладошки. Иногда она тратила почти два часа на то, чтобы
выпить чашку молока. Во время еды ее руки как-то странно и ритмично
двигались, смысл этих движений был абсолютно неясен. Я был поражен тем,
насколько разрушительно сказалась на ней болезнь, но объяснить этого не мог.
На лекциях в клинике ее обычно представляли как пример кататонической формы
dementia рrаесох, но мне это ничего не говорило. Этот диагноз никоим образом
не проливал свет на смысл и происхождение ее странных жестов.
Мои впечатления от этого случая характеризуют мой взгляд на тогдашнюю
психиатрию. Став ассистентом, я совершенно не представлял, зачем вообще
нужна психиатрия. Мне было крайне неловко рядом с моим научным руководителем
и коллегами, которые, казалось, ни в чем не сомневались, тогда как я блуждал
в потемках. Главную задачу психиатрии я видел в объяснении явлений,
происходивших в сознании больного, явлений, о которых я еще ничего не знал.
Выходило, что я занимаюсь делом, смысла которого мне не дано постичь.
Однажды, во время вечернего обхода, я вновь обратил внимание на
старушку с загадочными жестами и вновь спросил себя: "Что бы это значило?" Я
зашел к старшей сестре и постарался выяснить, всегда ли пациентка так вела
себя. "Да, - отвечала та, - но моя предшественница рассказывала, что
когда-то эта старушка воображала себя сапожником". Я вновь перелистал
пожелтевшую историю ее болезни и действительно нашел там подтверждающую
запись. Раньше сапожники зажимали обувь между коленями и тянули дратву через
кожу именно такими движениями. (Даже сегодня можно увидеть, как это делают
деревенские сапожники.) Вскоре старушка умерла и на похоронах я увидел ее
старшего брата. "Как заболела ваша сестра?" - спросил я его. Он рассказал,
что в молодости она была влюблена в сапожника, и когда тот по какой-то
причине не захотел на ней жениться, она "свихнулась". И до конца своих дней
она повторяла движения сапожника, чтобы продлить свою связь с возлюбленным.
Именно тогда у меня появились первые подозрения о психологических
предпосылках так называемой dementia рrаесох, и я все свое внимание направил
на выяснение смысловой обусловленности психозов.
Мне вспоминается другая пациентка, история которой прояснила для меня
значение психологических причин психоза и прежде всего "бессмысленных"
галлюцинаций. Тогда же я впервые стал понимать "бессмысленный" язык
шизофреников. Речь идет о Бабетте 3., историю которой я уже однажды
описывал. В 1908 году в Цюрихе я делал доклад об этом.
Больная жила раньше в старой части города, в узком и грязном переулке.
Она росла в нищете. Ее сестра была проституткой, отец - алкоголиком. В 39
лет Бабетта заболела параноидной формой dementia рrаесох с характерной
|
|