|
не желали. Он поступил таким образом, чтобы узнать, послушны ли они. И точно
так же Он мог потребовать от меня нечто, для меня традиционно неприемлемое.
Именно послушание давало благодать, а после этого опыта я знал, что
благодать Божья есть. Вы должны полностью подчиниться Богу, не заботясь ни о
чем, кроме исполнения Его воли. В противном случае все лишено смысла. Именно
тогда у меня возникло настоящее чувство ответственности. Мысль о том, что я
должен думать о причинах осквернения Богом своего собора, была ужасна. И
вместе с тем пришло еще неясное понимание того, что Бог способен быть чем-то
ужасным. Это была страшная тайна, и чувство, что я владею ею, наложило тень
на всю мою жизнь.
Этот опыт тоже заставил меня ощутить собственную неполноценность. "Я -
дьявол или свинья, - размышлял я, - похоже, во мне есть какая-то
червоточина". Но потом, перечитав отцовский Новый Завет и с некоторым
удовлетворением обнаружив там притчу о фарисее и мытаре, я понял, что лишь
осужденные будут избраны. Новый Завет навсегда оставил меня в убеждении,
что
неверный управитель был хвалим и что Петр - колеблющийся - наименован
камнем.
Чем сильнее было во мне чувство собственной неполноценности, тем более
непостижимой казалась мне Божественная благодать. В конце концов чувство
неуверенности сделалось постоянным. Когда моя мать однажды сказала: "Ты
всегда был хорошим мальчиком", я просто не в состоянии был понять это. Я
хороший мальчик? Это невероятно! Я всегда казался себе существом порочным и
неполноценным.
Вместе с мыслью о соборе у меня наконец появилось нечто реальное,
составлявшее часть моей великой тайны, будто я всегда говорил о камнях,
падающих с неба, и теперь держу в руке один из них. Но на самом деле это был
опыт, которого я стыдился. Словно я был отмечен чем-то постыдным, чем-то
зловещим, - и в то же время это был знак отличия. Время от времени у меня
возникало сильное искушение заговорить об этом, но не прямо, а каким-то
образом намекнуть, дескать, со мной произошла интересная вещь... Я просто
хотел выяснить, происходит ли что-либо подобное с другими людьми. Самому мне
не удавалось заметить ничего похожего. В конце концов у меня появилось
чувство, что я не то отвержен, не то избран, не то проклят, не то
благословлен.
Мне никогда не приходило в голову впрямую рассказать кому бы то ни было
мой сон о фаллосе или про вырезанного из дерева человечка. Я молчал об этом,
пока мне не исполнилось шестьдесят пять. О других опытах я, может быть,
говорил жене, но уже в зрелом возрасте. Долгие годы детство оставалось для
меня табуированной сферой, и я ни с кем не мог поделиться своими
переживаниями.
Всю мою юность можно понять лишь в свете этой тайны. Из-за нее я был
невыносимо одинок. Моим единственным значительным достижением (как я сейчас
понимаю) было то, что я устоял против искушения поговорить об этом с
кем-нибудь. Таким образом, мои отношения с миром были предопределены:
сегодня я одинок как никогда, потому что знаю вещи, о которых никто не знает
и не хочет знать.
В семье моей матери было шесть священников, священником был и мой отец,
а также два его брата. Так что я наслушался различных богословских бесед,
теологических дискуссий и проповедей. И всякий раз у меня возникало чувство:
"Да, все верно. Но как же быть с тайной? Ведь это же таинство благодати!
Никто из вас не знает об этом. Никто из вас не знает, что Бог хочет, чтобы я
поступал дурно, что Он принуждает меня думать об отвратительных вещах для
того, чтобы я испытал чудо Его благодати". Все, что говорили другие, было
совсем не то. Я думал: "Богу должно быть угодно, чтобы кто-нибудь узнал об
этом. Где-то должна быть правда". Я рылся в отцовской библиотеке, читая все,
что смог найти о Боге, Троице и Духе. Я, что называется, глотал книги, но не
становился умнее. Теперь я стал думать: "Вот и они тоже не знают". Я даже
искал это в лютеровской Библии. Убогая морализация Книги Иова отвратила
меня, а жаль, ведь я мог найти в ней то, что искал: "Хотя бы я омылся и
снежною водою..., то и тогда Ты погрузишь меня в грязь..." (9, 30).
Позже мать рассказывала мне, что в те дни я часто пребывал в угнетенном
состоянии. В действительности это было не совсем так, скорее я был поглощен
своей тайной. Тогда я сидел на своем камне - это необыкновенно успокаивало и
каким-то образом излечивало от всех сомнений. Стоило представить себя
камнем, все становилось на свои места: "У камня нет проблем и нет желания
рассказывать о них, он уже тысячи лет такой, какой есть, тогда как я лишь
феномен, существо преходящее; охваченный чувством, я разгораюсь, как пламя,
чтобы затем исчезнуть". Я был лишь суммой всех моих чувств, а Другой во мне
был вне времени, был камнем.
¶II§
Тогда же во мне поселилось глубокое сомнение в отношении всего, что
говорил отец. Слушая его проповеди о чуде благодати, я всегда размышлял о
моем опыте. Все, что он говорил, звучало банально и пусто, как история,
рассказанная с чужих слов человеком, не вполне в нее верящим. Я желал бы ему
помочь, но не знал как. Кроме того, я был слишком замкнут, чтобы делиться с
отцом своим опытом или вмешиваться в его личные дела. Я ощущал себя, с одной
|
|