Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Научные мемуары :: Кузнецов Б. Г. - Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 362
 <<-
 
страстям человечества, которые, надо признать, почти полностью руководят 
судьбами человеческими как в малом, так и в большом. Но творения интеллекта 
переживают шумную суету поколений и на протяжении веков озаряют мир светом и 
теплом", - продолжает Эйнштейн. И он призывает человечество обратиться к памяти 

Ньютона как к доказательству силы разума.

Эта апология разума, столь характерная для философских, социологических и 
моральных идей Эйнштейна, тесно связана с его позицией по отношению к 
классической механике. Эйнштейн не стремился погасить осветившее мир солнце 
ньютоновой мысли. Он хотел освободить это солнце от пятен метафизических 
абсолютов. Развитие теории относительности заменило светило ньютоновой мысли 
иными светилами. Непоколебимой осталась основная идея: разум освещает своим 
светом объективный, гармоничный и познаваемый мир.

9 Эйнштейн, 4, 78.












Броуновское движение

Термодинамика - вто единственная физическая теория общего содержания, 
относительно которой я убежден, что в рамках применимости ее основных понятий 
она никогда не будет опровергнута.
Эйнштейн

В 1905 г., непосредственно перед публикацией статьи, содержавшей изложение 
специальной теории относительности, Эйнштейн закончил серию работ, посвященных 
классической теории молекулярного движения. Заключительная статья в "Annalen 
der 
Physik" давала ответ на вопрос о природе наблюдаемого в микроскоп движения 
небольших тел, взвешенных в жидкости, - так называемого броуновского движения.

Термодинамические исследования Эйнштейна, и в частности теория броуновского 
движения, имеют самостоятельный интерес. Но в научной биографии творца теории 
относительности их следует рассматривать в связи с лейтмотивом всей жизни 
Эйнштейна.

Только что мы познакомились с первыми тактами этого лейтмотива. Теории 
относительности еще нет. Но мы уже начинаем угадывать тенденцию, которая ведет 
к 
теории относительности. Эйнштейн ищет максимально общую, максимально 
естественную ("внутренне совершенную") теорию, описывающую самые основные 
процессы природы. Указанные процессы лежат за пределами "чистого описания", они 

образуют внутреннюю каузальную основу явлений. Такими процессами служат 
относительные перемещения материальных тел и состоящих из них материальных 
систем. Субстанциальной подосновой явлений природы служит относительное 
движение 
тел. Это понятие превращает хаос отдельных фактов в гармоничную картину 
мироздания.

96

Такая концепция может быть, как мы увидим, согласована со всякой механикой 
"типа 
механики Ньютона", т.е. с картиной мира, в которой элементарными процессами 
признаются движения и взаимодействия тождественных себе тел. Генезис теории 
относительности связан именно с классическим идеалом науки, в которой исходным 
понятием служит относительное движение. Генезис теории относительности связан с 

обобщением, уточнением такого идеала, с освобождением от всего того, что ему 
противоречило в исторически сложившихся классических теориях физики.

В термодинамике к классическому идеалу приближались модели кинетической теории 
газов - представления о движениях и соударениях молекул как о субстанциальной 
основе тепловых явлений. Но эти модели сделали возможным действительное 
объяснение только в сочетании с макроскопическими законами, определяющими ход 
процессов, в которых отдельные молекулы и их движения уже не учитываются. В 
числе таких макроскопических законов - закон перехода тепла от тела к телу.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 362
 <<-