|
10
наиболее общей форме. Нужно только заметить, что обобщение здесь отнюдь не
означает перехода от богатства определений и нюансов к бедной абстракции.
Напротив, чем в более общей форме выражен идеал человека, тем он ярче и
многокрасочней.
Отличие человеческой жизни, человеческого бытия от существования, т.е. от
некомплектного, иллюзорного бытия, состоит в автономии личности, в ее
индивидуальной, неповторимой ценности и, с другой стороны, в ее многообразной и
сложной связи с целым. Это две исключающие одна другую и в то же время
неотделимые одна от другой компоненты подлинного бытия. В конце третьей части
этой книги будут показаны физические аналогии, позволяющие изложить эту
концепцию бытия в сравнительно отчетливой форме.
Теперь вернемся к эволюции представления о человеке и о подлинном человеческом
бытии. Выше было сказано об этом представлении в рамках рационализма XVII в.
XVIII столетие было временем прямого революционного вмешательства
рационалистической мысли в жизнь общества. В XIX в. наука, убедившись в
бесконечной сложности мироздания, стала еще более человечной, она уже не была
написана на вечных скрижалях, ее непрерывно расширяли и уточняли. В XX в. наука
оказалась еще ближе людям. Незыблемые и поэтому питавшие представление об
априорности классические законы оказались веточными, на их место встали иные,
более точные законы. При всей сложности и непонятности новых представлений
человечество почувствовало, что они низводят науку с Олимпа априорного знания
на
землю и таким образом вновь повторяют подвиг Прометея. На земле в это время
готовились великие события, и людям была близка наука, не останавливающаяся ни
перед чем в поисках истины и гармонии. Парадоксальность новой картины мира
делала ее близкой людям, ведь это были дети века, которому было суждено войти в
историю как веку революций.
Уже в XVII в. в развитии научной мысли наблюдает ся на первый взгляд
противоречивая особенность. Чем меньше наука ограничивается непосредственными
субъективными наблюдениями, чем глубже она проникает в объективные
закономерности природы, тем ближе она людям, тем она человечнее. Как ни странно,
геоцентрическая объективация непосредственного наблюдения -
11
движения Солнца вокруг Земли - была в начале XVII в. позицией замкнутых групп,
а
противоречащие непосредственному наблюдению, весьма парадоксальные
гелиоцентрические идеи Галилея оживленно и сочувственно обсуждались на площадях
итальянских городов.
В XX столетии ученый мог получить высшее признание ("человек в полном смысле
слова"), если он был творцом теории, столь же радикально, а может быть еще
радикальнее, рвавшей с догматом и догматической "очевидностью".
Антидогматическая парадоксальность науки стала еще более важным, чем раньше,
условием ее близости людям. В XX в. все воздействия времени и людей на мышление
ученого толкали его к разрыву с "очевидностью". Речь теперь шла - в этом
характерная черта столетия - о самых общих представлениях. Наука уже не
отдавала
практике лишь свои частные выводы. Непосредственным источником производственно-
технических сдвигов и больших сдвигов в стиле мышления и во взглядах людей
стали
основные идеи науки, представления о пространстве и времени, о Вселенной и ее
эволюции, о мельчайших элементах мироздания - общая картина мира.
Чем выше и дальше уходит ученый от частных вопросов к этой общей картине
Вселенной, тем ближе его творчество к самым острым проблемам, интересующим все
человечество.
Оказалось при этом, что наиболее прямой дорогой к этим проблемам шли наиболее
парадоксальные и радикально отказывающиеся от старого общие концепции мира.
Теоретической основой самых глубоких сдвигов в жизни людей стали концепции,
ушедшие очень далеко от сферы непосредственного наблюдения, относящиеся к
скоростям, близким к скорости света, охватившие области в миллиарды световых
лет
и области порядка триллионных долей сантиметра, нашедшие здесь самые
парадоксальные, с точки зрения классической науки, соотношения.
|
|