|
учеников, но привело к знакомству с Морисом Соловином, уроженцем Румынии,
приехавшим в Цюрих, поступившим в университет и желавшим углубить свои знания
по
физике. Первая беседа привела к последующим встречам и затем к тесной дружбе.
Мы
располагаем воспоминаниями Соловина и изданными им письмами Эйнштейна к нему
[1].
1 Einstein A. Lettres a Maurice Solovine. Paris, 1956. Далее обозначается:
Letties a Solovine, с указанием страницы.
Морис Соловин изучал в университете философию, литературу, греческую филологию,
математику, физику, геологию и слушал лекции на медицинском факультете. Его
интересовала теоретическая физика как средство для формировапия общего
представления о природе. Когда Соловин пришел по объявлению, Эйнштейн встретил
его в полутемном коридоре, и Соловин был поражен необычайным блеском больших
глаз Эйнштейна. Первая беседа устано-
42
вила общность взглядов и интересов. Встречи продолжались. Вместо уроков они
вели
длительные беседы. Вскоре к ним присоединился Конрад Габихт, приехавший в Берн,
чтобы завершить свое математическое образование.
Обычно они встречались после работы и занятий, совершали прогулки или
собирались
на квартире у кого-нибудь, вела беседы а вместе много читали. Они прочитали
некоторый философские сочинения Спинозы и Юма, новые книги Маха, Авенариуса и
Пирсона, работу Ампера "Опыт философии науки", статьи Гельмгольца, знаменитую
лекцию Римана "О гипотезах, лежащих в основании геометрии", математические
трактаты Дедекинда и Клиффорда, "Науку и гипотезу" Пуанкаре и многое другое.
Вместе они прочитали также "Антигону" Софокла, "Андромаху" Расина,
"Рождественские рассказы" Диккенса, "Дон-Кихот" Сервантеса и другие шедевры
мировой литературы.
Многое из перечисленного было уже знакомо Эйнштейну и его друзьям, но их пленял
обмен мыслями. Часто одна страница, одна фраза вызывала дискуссию,
продолжавшуюся до глубокой ночи и в следующие дни. До приезда Милевы друзья
обедали вместе. Обычно обед состоял из колбасы, сыра, фруктов и чая с медом.
Уроки оплачивались плохо, их было мало, и Эйнштейн шутя говорил, что, может
быть, было бы лучше ходить по дворам и играть на скрипке. Тем не менее они
чувствовали себя счастливыми. Рассказывая об этих годах, Соловин вспоминает
слова Эпикура: "Что может быть прекрасней веселой бедности".
Содружество существовало в течение трех лет. Они дали ему название "академия
Олимпия".
Эйнштейн до конца жизни вспоминал об этом времени. В 1953 г. он написал
Соловину:
"Бессмертной академии Олимпия.
В своей недолгой деятельности ты с детской радостью наслаждалась всем, что ясно
и разумно. Мы создали тебя, чтобы потешиться над твоими громоздкими, старыми и
чванными сестрами. До какой степени мы были правы, убедили меня годы
внимательного наблюдения.
Все три твоих члена остались стойкими. Они немного одряхлели, и все же частица
твоего чистого и животворного света еще освещает их одинокий жизненный путь,
потому что ты ее состарилась вместе с ними, подобно салату, переросшему в ботву.
Тебе наша преданность и привязанность до последнего высокоученого вздоха.
Ныне только член-корреспондент А. 9. Принстон. 3. IV. 53 г." [2]
43
В этом сопоставлении академии Олимпия с ее "громоздкими, старыми и чванными
сестрами" содержится не слишком веселый итог. После долгих лет общения с
гелертерскими кругами мысль тянулась к веселой независимости бернских лет, к
юношеским насмешкам над угрюмо чопорной респектабельностью этих кругов и,
главное, к атмосфере "наслаждения всем, что ясно и разумно".
Оптимистический рационализм бернской среды имел, как мы увидим,
непосредственную
|
|