Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Исторические мемуары :: Томас Эдвард - Будда.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
де из дому, 
приведенного выше, продолжает:

«
Так, уйдя от мира, я стремился к добру; в поисках высшего покоя отправился я к 
Алара Каламе и, обратившись к нему, сказал: «Я желаю, друг Калама, вести 
благочестивую жизнь в этой доктрине, в этом учении». Вслед за этим Калама 
сказал мне: «Останься, друг; такова доктрина, которую разумный человек может за 
недолгое время уразуметь, осознать и достичь, обучаясь у меня, и пребыть в ней».
 За недолгое время я быстро овладел этой доктриной. И вот до этой степени, 
просто шевеля губами и повторяя то, что произносили, я с другими произносил 
обеты: «Я провозглашаю доктрину знания, доктрину старшего я знаю и воспринимаю».
 Затем я подумал: не из-за простой уверенности Алара провозглашает свою 
доктрину (говоря), что сам он уразумел, осуществил и достиг ее и пребывает в 
ней. Поистине Алара пребывает в ней, осуществляя и воспринимая ее. Тогда я 
обратился к Аларе и сказал ему: «Друг Калама, каков предел этой доктрины, 
которую ты сам уразумел, осуществил и достиг и которую ты провозглашаешь?» 
Вслед за этим Алара провозгласил достижение Ничто
. Затем я подумал: у Алары есть вера, но и у меня есть вера. Не только у него 
есть энергия, у меня тоже есть энергия. Не только у него есть внимательность, у 
меня тоже есть внимательность. Не только у него есть сосредоточение, у меня 
тоже есть сосредоточение. Не только у него есть мудрость, у меня тоже есть 
мудрость. Что, если я приложу усилия к осуществлению той доктрины, о которой 
Алара заявляет, что он сам уразумел, осуществил, достиг ее и пребывает в ней. 
Затем за недолгое время я быстро осуществил доктрину, осознал и достиг ее и 
пребыл в ней.


Тогда я обратился к Аларе и сказал ему: «Это ли предел доктрины, которую ты сам 
уразумел, осуществил, которой ты достиг и которую ты провозглашаешь?» — «Это 
предел, друг». — «Я тоже, друг, сам уразумел, осуществил эту доктрину, достиг 
ее и пребываю в ней». — «Успех, друг, великий успех это для нас, кто находит 
друга в таком товарище по занятиям. Такова она, доктрина, которую я сам 
уразумел, осуществил и достиг и провозглашаю... Такова она, и как я, так и ты, 
как ты, так и я. Приди же, друг, мы вдвоем посвятим себя этому обществу». Так 
это было, учитель мой Алара принял меня, своего ученика, как равного себе и 
почтил меня великой честью. Тогда я подумал: эта доктрина, предел которой 
состоит в достижении состояния Ничто, не приводит к отвращению, отсутствию 
страсти, остановке, спокойствию, высшему знанию, нирване. И так, не заботясь об 
этой доктрине, я оставил ее с неприязнью.»

Затем описывается визит к Уддаке Рамапутте почти в тех же самых словах, но 
здесь идет речь о доктрине, которую осознал и провозглашает Рама, отец Уддаки. 
Это достижение состояния Ни-сознания-ни-несознания (четвертое буддийское 
достижение). Уддака не предложил Готаме стать равным ему, а хотел поставить его 
над всей общиной учеников в качестве учителя. Эту доктрину он также нашел 
неудовлетворительной и отбросил.

«
Затем, стремясь к добру и в поисках высшего покоя, я постепенно продвигался по 
дороге к магадхам и прибыл в Урувелу, военное селение
. Там я увидел приятное место с усладительной рощей, речку, чьи чистые воды 
приятно текли, а струи были хороши, и вокруг лежало место, где можно было 
просить подаяние. Тогда я подумал: вот поистине приятное место с усладительной 
рощей, речка, чьи чистые воды приятно текут, а струи хороши, и вокруг место, 
где можно просить подаяние. Это, конечно, подходящее место для усилий 
высокородного, желающего приложить усилия. Тогда я уселся там, это было 
подходящее место для усилий.»


Рассказ об аскезе предварен тремя сравнениями, которые тогда пришли на ум 
Готаме. Первое из них — сравнение с человеком, пытающимся разжечь огонь 
посредством трения палочки о сырое зеленое полено, погруженное в воду. Он не 
сможет зажечь огня, и ему подобны аскеты, чьи страсти не успокоены. Испытывают 
они внезапные, острые, резкие и жестокие боли или нет, они не могут достичь 
знания и просветления. Это касается и второго случая, — когда человек трет 
палочку о сырое зеленое полено, даже если оно не в воде. В третьем случае он 
берет сухое полено и может разжечь огонь. Точно так аскеты, которые лишились 
страстей, имеют возможность достичь знания и просветления. Важность этого 
пассажа частично в том, что он очень стар, так как содержится и в санскритских 
текстах
[123]
; но, кроме того, он существенен и для прояснения вопроса о том, обязан ли 
чем-нибудь буддийский метод сосредоточения другим системам. Мы увидим, что 
согласно этому фрагменту Готама начинает с принятия известных практик:


Тогда я подумал: что, если я сейчас стисну зубы, прижму язык к нёбу и сознанием 
сдержу, сокрушу и выжгу свое сознание. (Я сделал так), и пот заструился из 
подмышек. Точно как силачу пришлось бы схватить более слабого человека за 
голову или за руку... так я стиснул зубы... и пот заструился из подмышек. Я 
сделал решительное усилие, придя к целостной внимательности; но мое тело было 
неспокойно и тревожно, несмотря на мучительное усилие, которое овладело мной. 
Тем не менее эти возникшие мучительные ощущения не сломили мое сознание
[124]
.

Тогда я подумал: что, если я теперь осуществлю транс без дыхания. Так я сдержал 
вдохи и выдохи изо рта и из носа. И когда я сделал так, раздался свирепый звук 
дуновения ветров, исходящих из моих уш
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-