Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Исторические мемуары :: Томас Эдвард - Будда.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
одобно богу.»

Комментарий к «Джатаке» говорит о дворцах и танцовщицах, предоставленных ему 
отцом, когда он достиг шестнадцати лет, но не говорит, прислали ли девушек 
шакьи; кроме того, там сказано, что «мать Рахулы была его главной царицей». 
Затем там приведен рассказ о приемах стрельбы из лука, которые он 
продемонстрировал по требованию шакьев не для того, чтобы доказать свою 
пригодность для женитьбы, а потому, что они спрашивали, что будет делать тот, 
кто не обучался искусствам, если разразится война.

Простота этого повествования контрастирует с санскритским преданием. Тем не 
менее было бы неправильным считать, что оно ближе к историческим событиям. Оно 
относится к этапу, на котором два комментатора одной школы еще не успели 
согласовать подробности одного и того же рассказа; так, один из них даже не 
упоминает о женитьбе царевича. Ольденберг сообщает, что в одном из позднейших 
текстов имя жены Будды — Бхаддакачча, и, основываясь на нем, можно предположить,
 что она была единственной законной его супругой. Он также говорит, что в 
северных текстах приведены другие имена. Вероятно, Ольденберг не считал, что 
этот рассказ строго следует историческим фактам. Однако игнорирование им всех 
остальных свидетельств создает впечатление, будто в палийских текстах 
существовал единственный рассказ о жене Будды, который мог восходить к ранней 
традиции. Позднейший текст, на который он ссылается, это «Буддхавамса» в 
издании Морриса (XXVI, 15):
«Его жену звали Бхаддакачча (или Бхаддикача), имя его сына — Рахула».
Но в издании комментария у Коломбо, где цитируется этот пассаж, не сказано о 
Бхаддакаче. Оно дает имя Яшодхара, использование которого обычно считают 
ограниченным северными текстами, а также приводит чтение другого варианта — 
Субхадакка. Бхаддакачча, как и Субхадакка, — просто метрическая переделка имени 
Бхадда Каччана, или, как в «Махавамсе», Бхаддакаччана. На деле она упомянута в 
более старом тексте (Анг., i, 25) в перечне тринадцати монахинь; там сказано, 
что она — глава тех, кто приобрел сверхъестественные психические способности
(абхинна).
Но в перечне она не названа женой Будды. Это в комментарии говорится, что она 
вышла замуж за Бодхисатту. В нем приводится мало конкретной информации, только 
то, что она была дочерью Суппабуддхи шакьи; кроме того, там дается неверное 
объяснение смысла ее имени. Каччана — это название брахманского клана (как и 
Готама), но комментатор знает об этом так мало, что объясняет через
канчана —
«золото», и говорит, что ее назвали так потому, что тело ее было подобно 
чистому золоту. Ясно, что идентификация с женой Бувды принадлежит комментатору, 
а если бы существовала старая авторитетная традиция, не было бы нужды сочинять 
четыре разных имени, упоминавшиеся в палийских текстах, поскольку здесь 
перечислены еще не все имена
[104]
.

Трактовка данной проблемы Пишелем удивляет еще больше. Он говорит, что «старые 
тексты не сообщают нам имени жены Будды. Они всегда называют ее Рахуламата, 
«мать Рахулы»». Старые тексты, на которые он ссылается, — это «Джатаки», но они 
вообще не упоминают о жене Будды. Это поздний комментарий к ним называет ее 
матерью Рахулы, и то не всегда. Так, в комментариях на две джатаки (281 и 485) 
она названа Бимбой и Бимбасундари — «Бимбой прекрасной». Эта традиция не 
одинока: комментарий к «Махападана-сутте» при перечислении жен последних семи 
будд также называет ее Бимбой и добавляет, что «царица Бимба после рождения 
царевича Рахулы стала известна как мать Рахулы». «Джиначарита», труд XIII в., 
составленный на Цейлоне, следующий комментаторской традиции, называет ее в 
одном месте Яшодхарой, а в другом Бимбой (тт. 172, 395). Поскольку именем 
Яшодхара она названа в «Махавасту» и в поэме Ашвагхоши, а также в палийских 
текстах, и в «Лалитавистаре» встречается поэтический вариант этого имени 
—Яшовати, его, по-видимому, принимали различные школы. По сравнению с Бхаддой, 
Субхаддакой и Бимбой именно это имя, по всей вероятности, является самым 
распространенным, если и не отражает старейшую традицию.

В прозе «Лалитавистары» жена Будды — Гопа
[105]
, дочь шакьи Дандапани. Когда царь решает женить своего сына, пятьсот шакьев 
предлагают своих дочерей, и царь решает предоставить выбор ему. Он выбирает 
Гопу, но ее отец отказывается выдать дочь замуж, пока царевич не докажет, что 
владеет искусствами, которые включают не только стрельбу из лука, но также 
письмо, арифметику и многие другие науки
[106]
. И Бодхисатта, приноравливаясь к обычаям мира, жил с Гопой среди восьмидесяти 
четырех тысяч женщин.

Несмотря на множество чудес, о которых рассказывается в этой версии, она 
интересна, поскольку, как и палийские тексты, представляет собой попытку 
заполнить пробел между его рождением и просветлением. Она отличается от обоих 
палийских рассказов тем, что относит эпизод с тремя дворцами не ко времени его 
женитьбы, а к периоду тринадцатью годами позже, когда он уже размышлял об уходе 
из мира. Комментарии взяли событие, упомянутое в Каноне, как и в случае с 
медитацией под деревом сизигия, и по-разному разработали его.



Глава 5 . Великое отречение


В возрасте двадцати девяти лет после жизни, проведенной в мирских наслаждениях, 
Готама лишился своей беззаботности, впервые увидев старость, болезнь и смерть, 
и, тайно сбежав ночью из дома, стал отшельником
[107]
. По сути, об этом мы узнаем из позднейшей традиции. В Пис
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-