|
Проснувшись, я поспешил сообщить о сновидении своему покровителю и
наставнику, шейху Заинуддину Абубекру. Святой человек вскоре прислал мне
ответ, что, по его мнению, сон предвещает мне бесчисленное множество побед.
Шейх привел мне в пример случай с одной женщиной -- матерью Сабуктакина,
которой за то, что она спасла от смерти козу, было обещано, что се потомки
будут царствовать. Женщина эта спасла от смерти козу, -- писал шейх,
Заинуддин Абубекр, -- а ты освободил из плена 70 потомков Пророка, поэтому
можешь быть уверен, что за сделанное тобою доброе дело тебя ожидает в
будущем большая награда. Вещий сон исполнился: еще при жизни я доставил
престолы шести сыновьям своим.
Вскоре я получил от своего наставника другое письмо, в котором он
сообщал мне, что Богу угодно было поставить меня хранителем (казначеем)
своего царства, а Пророк вручил мне ключи от него. Когда узбеки возгорелись
сильной враждой против меня, от Туклук Тимура вторично пришло приказание
убить меня; они хотели убить меня исподтишка, и стали выжидать удобного
момента, чтобы покончить со мною.
Опасаясь измены со стороны моей собственной свиты, я, под предлогом
охоты, выехал из Самарканда и укрылся на одном кладбище. Склонив голову на
камень, я уснул. Какая-то птица распростерла надо мною свои крылья и так
прикрыла мою голову, что солнце нисколько мне не мешало. Меня разбудил
проходивший мимо гуртовщик баранов словами: "Без бека-- ты бек". Эту фразу я
принял за хорошее предзнаменование и отважился возвратиться в Самарканд.
Я получил следующую фетву от почетных лиц города: "Отнасилий узбеков
мир пришел в разрушение; почтенные люди оскорблены, имущество мусульман
разграблено. Мы, факиры, саиды и шейхи, единогласно приняли решение
подчиниться тебе. Если ты приложишь усилия к истреблению узбеков, мы все
встанем за тебя, если же не защитишь нас от насилий узбеков, то в день
страшного суда, мы обвиним тебя пред лицом Всевышнего".
Обо всем случившемся я написал письмо шейху Зайнуддину Абубекру и
вскоре получил от него ответ. Мой духовный наставник поздравил меня с
честью, которую мне делают саиды и улемы, и писал: "Эта фетва -- решающий
довод; праведные халифы одобряют твое назначение".
Я понемногу стал собирать войско и готовиться к выступлению в поход,
чтобы наказать узбеков, но у меня не было друга, которому бы я открыл свою
тайну; хотя население и подчинилось мне, но я не решился открыто поднять
знамя восстания. Когда моя тайна распространилась среди народа, узбеки
каким-то образом узнали об угрожающей им опасности и собрались вес в одно
место. В это время я получил письмо от шейха Зайнуддпна Абубекра, который
извещал меня, что пророк окажет мне помощь в задуманном мною предприятии.
Это известие успокоило меня.
В это время Туклук Тимур снова прислал приказание казнить меня; поэтому
святой Амир Куляль посоветовал мне немедленно отправиться в Хорезм. "Всегда
следует отступать пред превосходными силами и удаляться от врага, которого
одолеть не можешь; так поступали пророки", -- говорил мне Амир Куляль.
Желая узнать, что ожидает меня в пути, я загадал по Корану, и мне
открылось изречение: "Солнце течет к назначенному месту: таково распоряжение
Сильного, Знающего". Я понял из этих слов, что путешествие мое обещает быть
вполне благополучным и потому окончательно решился отправиться в путь.
Перед отъездом я написал письмо шейху Заинуддину и в 1362 г., с 60
всадниками, выехал из Самарканда в Хорезм. На пути я получил от шейха ответ
следующего содержания: "Тимур, усвой себе четыре качества:
1. Всякое путешествие совершай по примеру пророка, всякое дело начинай
не иначе, как предварительно испросив благословения и помощи у Бога.
2. В своих делах руководствуйся всегда примером святого пророка
Авраама, наблюдая, чтобы со время твоего правления, в подвластных тебе
странах, нс совершалось прелюбодеяния или других тяжких преступлений. Но
своему усердию и настойчивости не уступай аисту. Один аист в своем гнезде
нашел маленького вороненка. В течение трех дней аист не обращал на вороненка
никакого внимания, а на четвертый день слетелись четыреста аистов и
умертвили хозяина гнезда за то, что нашли у него в гнезде вороненка.
3. Всякое дело, по примеру пророка, начинай не иначе, как
посоветовавшись с другими людьми. Были цари, которые всякое дело делали по
собственному усмотрению, ни с нем не советуясь, и могущество таких
правителей не было продолжительно.
4. Подражай четырем правоверным халифам. Будь храбр, заботлив и щедр,
всякое дело делай с особенным вниманием. Следуй примеру птиц, которые очень
внимательно разбивают яйца, из которых надлежит выйти их маленьким
|
|