|
убил там Баян-Сальдура. В городах Мавераннахра он водворил порядок и очистил
их от злонамеренных людей. После этого мне пришло на мысль посоветовать
Туклук-Тимуру, чтобы он ушел из этой страны, а меня утвердил здесь, в
Мавераннахре. Поэтому я сказал Туклук-Тимуру, что теперь удобное время для
того, чтобы овладеть Хорасаном. Стоит только перейти Аму-Дарью и будет очень
легко завоевать Хорасан.
Туклук-Тимур готов был последовать моему совету, но как раз в это время
дали знать, что амиры Чете возмутились и возвели на престол одного из
потомков Чингисхана, Тамлики-хана. Туклук-Тимур спросил моего совета, что
делать. Я посоветовал с возможной поспешностью послать в область Чете
войско, чтобы новый хан не успел там укрепиться. Я рассчитывал, что при
таком способе действий удастся легко усмирить население Чете: если же
замедлить, то потом станет трудно привести в исполнение задуманное.
Послушавшись моего совета, Туклук-Тнмур выдал своему сыну, Ильясу-Ходже,
грамоту на ханское достоинство в Мавераннахре, а меня поставил после хана
первым лицом. При этом Туклук-Тимур показал мне стальную доску, на которой
начертано было давнишнее условие наших предков, Качули-богадура и
Кабыльхана, по которому в потомстве первого должно было преемственно
передаваться звание главнокомандующего войсками, а в потомстве второго также
преемственно переходить от отца к сыну достоинство ханов. Приказав амирам
повиноваться мне, Туклук-Тимур сам отправился против мятежников.
Ильяс-Ходжа никогда раньше не был у власти и не обладал никакими
административными способностями, а потому войско и амиры творили
всевозможные несправедливости: напр., однажды увели из Самарканда силой 400
девушек, но и этим не удовольствовались; вскоре наглость их дошла до того,
что они решились связать и заключить под стражу 70 саидов из потомства
пророка. Тогда поклонники пророка, произнося символ веры, собрались большой
толпой и пришли ко мне с просьбой помочь неповинным заключенным. "В таком
деле безумство свойственно умному, а пожертвование жизнью есть источник
жизни". Эти слова так воодушевили меня, что я немедленно, ни с кем не
советуясь, начал войну. Прежде всего я освободил из рук узбеков 70
заключенных саидов. В следующую же ночь мне приснился пророк, который сказал
мне: "Ты освободил из неволи 70 моих потомков, за этот подвиг ты получишь
награду: Бог сотворит чудо, и семьдесят колен твоего потомства будут
царствовать". Увидев этот сон, я написал письмо своему Пиру и просил его
объяснить значение сна. Пир ответил мне: "В древности Сабук-такин спас от
гибели козленка, и за это Бог наградил его потомство царским достоинством:
ты же оказал такую услугу потомству пророка, что сон твой непременно должен
исполниться. Знай, что всякое собрание народа, где не присутствуют потомки
пророка, не приведет ни к каким благим результатам". С тех пор я всегда, во
всякое собрание, прежде всего приглашал саидов и улемов. После освобождения
по моему приказанию заключенных саидов мои недоброжелатели послали
Туклук-Тимуру письмо, в котором говорилось, что я возмутился и овладел
Мавераннахром; меня обвиняли в тайных кознях против сына Туклук-Тимура,
Ильяс Ходжи, которого я будто бы замышлял убить. Туклук-Тимур, поверив
наветам моих врагов, приказал людям, которые доставили ему письмо, убить
меня. К счастью, Приказ этот попал в мои руки и я, будучи предварен о
грозящей мне опасности, всячески остерегался. После этого амиры Чете
получили еще три приказа, подтверждавшие волю Туклук-Тимура, но убийцы, не
зная, как удобнее исполнить задуманное, -- выжидали. В это время я получил
от своего Пира письмо, в котором он писал, что в случае невозможности
сладить с врагом, обладающим превосходными силами, следует искать спасения в
бегстве, что так завещано и самим пророком. Следуя совету моего духовного
наставника, я удалился из Самарканда и скрывался в горах. В это время я
гадал по Корану, что меня ожидает в будущем, и мне открылся стих: "Солнце
течет к назначенному месту: таково распоряжение Сильного, знающего" (36,
38). Я не знал какое место мне назначено, но вскоре я вновь получил письмо
от Пира. Мой наставник советовал мне отправиться в сторону Хорезма, и я
поспешил исполнить его приказание. Подобно мне, скрывался в горах и амир
Хусайн; он пригласил меня примириться и соединиться с ним. Я с удовольствием
принял эти предложение. Встретившись в местности Сачик Кудук, мы помирились
с амиром Хусайном и заключили между собою союз. Я предложил правителю
области Хайвак Тугуль-богадуру присоединиться к нашему союзу, но он не
согласился и даже из преданности к Ильяс Ходже велел схватить нас, но в
темную ночь мы бежали из пределов Хайвака. С согласия амира Хусайна, мы
поспешили в Хорезм. Придя в Фараб, мы стали раздумывать, как бы нам овладеть
крепостью Хорезмшаха, но в это время наш слух поражен был звуками,
свидетельствовавшими, что из степи ни направлению к нашему лагерю движется
войско. На это указывал и топот лошадиных копыт, и звон оружия. Я сам сейчас
же вскочил па лошадь и взъехал на возвышенность, а амира Тага Бугай Барласа
послал вперед, чтобы разузнать, что нам угрожает. Вскоре мой посланный
возвратился и привез известие, что амир Тугуль-богадур с 1000 всадников идет
на нас. Я приказал амиру Хызру собрать и одно место все наше войско и по
счету оказалось, что мы располагаем всего-навсего 60 воинами. Эту ничтожную
группу людей я разделил на 5 частей и к каждой части назначил особого
начальника; амир Хусайн, Тага Бугай, амир Сайфуддин, Даимчи и Садыр
командовали частями, а я сам, с избранными богадурами (урдунча), стоял на
вершине горы. В эту минуту к нам приблизился амир Тугуль-богадур с тысячей
|
|