|
и Генуя, владения которых велики, но лоскутны.
Не диво, что Новгород — вольный город и тирании не терпит. Править в нем
нелегко, силой его не согнешь. Андрей Боголюбский пробовал и «добром и лихом»,
пришел было чуть ли не со всей. Русью, но три дня воевал, а на четвертый был
бит. День победы над ним новгородцы доныне отмечают как праздник. О Липицкой
битве и вспоминать не хочется. Один срам. Отец оттуда едва голову унес.
...Княжичам сопутствовал равномерный ритм городской стены, с чередующимися
башнями, воротами, кое-где с церквами над ними. Каменные декоративные кресты на
стене, маковицы церквей — все это сурово, живописно, неприступно. За
укреплениями жило более 40 тысяч горожан, да еще монастыри, да пригороды... В
Новгороде и вокруг него был 21 мужской и женский монастырь — втрое больше, чем
во Владимире, а в отчем Переяслав-ле — всего один. Есть среди них такие, что
известны и в Суздальской земле, например Хутынский, из него вышло немало видных
деятелей аристократического монашества, в том числе Добрыня Ядрейкович, автор
«Повести о падении Константинополя».
Федор Данилович не уставал повторять своим княжичам: надо знать город, чтобы
удержать его зыбкий стол. Стена-то вокруг одна, да не ею держится единство
Господина Великого Новгорода.
Говорят, что на Великом мосту прежде сталкивались только жители противолежащих
сторон.
Теперь не так: расположенный на Софийской стороне Наревский конец с его
аристократической Прусской улицей нередко поддерживает Торговую, и межи
разделяют уже не стороны города, а проходят по частоколам усадеб одной и той же
улицы. Новгород не так уж твердо спаян — есть в нем как бы изолированные
поселки: на Софийской стороне между Людиным и Наревским концами лежит
малонаселенное Загородье, лишь окаймленное Прусской и Чудинцевой улицами, между
собой почти не соединенными; да и на Торговой стороне концы Словенский и
Плотницкий тоже разделены.
Все эти внутренние швы должен различать княжич и уметь использовать. Конечно,
если задумает здесь усидеть. Ведь не только стены города замкнуты для
суздальских дружин, но тут даже календарь свой, не как у людей: в Суздалыцине
год считали и праздновали с 1 сентября, а в Новгороде с 1 марта. Здесь люди как
будто и жили быстрее.
Все дома смотрели на Александра — богатые отсвечивали стеклом и слюдой, бедные
— тускло мерцали окошками, затянутыми рыбьим пузырем. К богатым подается вода
по отводным трубам из деревянных долбленых колод, длиной до восьми метров,
бедные — тянутся к колодцам и реке. Богатые дворы мощены, скот — в открытых
загонах, бедные — тонут в грязи. У богатых — сады и цветут ирисы. Дома
новгородцев в большинстве деревянные, двухэтажные, украшенные резьбой. Улицы
вымощены плотно скрепленными толстыми плахами. Самодовольные новгородцы говорят,
что плах этих под землей не один слой, а больше десятка, что улицу Великую
начали мостить еще при великой княгине Ольге в 953 году, когда ни Владимира, ни
Ростова и в помине не было.
Вечевая площадь испокон веку мостилась коровьими челюстями с обрубленными
выступами. Никто не знал почему, но обычай жил. Улицы полны шумного народа —
кругом ремесленный и торговый люд, озорной и деловой, город Садко Сытныча и
Василия Буслаева. Смерды, как и на Суздалыцине, в короткополых, выше колен,
кафтанах и в матерчатых, закругленных шапках, со светлыми косыми отворотами;
правда, здесь они не в лаптях, а в кожаных мягких поршнях, без каблуков. У
многих в ухе серьга. На женщинах стеклянные бусы, витые и пластинчатые браслеты.
Княжич, осматривающий город под надзором дядьки-кормильца Федора Даниловича,
для них не в диковину: князей тут и княжичей меняют как рукавицы. Это город
кузнецов, плотников, ювелиров, сапожников. С кем они — тому править трудно, но
воевать легко. На торгу полно стальных и железных товаров — от кос до панцирей,
от сверл до кольчуг, от напильников до мечей... Тут продают и затейливые
механизмы: воздуходувные мехи, ручные мельницы, весы, токарные и ткацкие станки,
а также блоки, ролики, подшипники, оси, валы... В особом ряду торгуют смолой,
дегтем, углем, золой, поташом, красками, серой, селитрой, железным купоросом...
Лежат навалом глиняные горшки, и плошки, и рукомойники с причудливыми носиками..
. Пестреют тонкие резные поделки из кости — шахматы, шашки, печатки, игрушки...
На пустырях сверстники Александра гоняют кожаный, туго набитый шерстью или
мохом мяч.
...Посетили княжичи и главные монастыри.
Монастыри в Новгороде — немалая сила. Глава черного монастырского духовенства —
новгородский архимандрит был членом боярского совета, господы, ежегодно
переизбирался вечем, а жил в Юрьевском монастыре, окруженном маленькими, но
увесистыми однокупольными церквушками, похожими на каменные избы. Они десятками
разбросаны по всему городу — епископские, боярские, купеческие, уличанские, не
|
|