|
должность, да еще и с немалым доходом (в то время получение сана епископа, о
чем знали, разумеется, лишь посвященные, стоило 1000 гривен, а архиепископа — и
того более). За щедрый дар князю владыкой стал Арсений, а Антоний удалился в
Хутынский монастырь святого Спаса, что в десяти километрах от города на реке
Волхове.
...Знание, разумение и мудрость — разные дары, и даются они ни одновременно.
Александр проходил в Новгороде при отце обучение внутренней и внешней
дипломатии, постигал искусство подчинять бояр и повелевать толпой, переменчивой
и грозной. Этому он учился, присутствуя на вече, иногда на совете, слушая,
беседы отца.
Куда больше времени отнимало «мужское дело». Оно обязывало держать порядок — ив
доме, и в церкви, и на охоте — «и в конюсех, и в соколех, и в ястребах» быть
сведущим. Дело это было ему по душе и давалось легко. Александр учился вместе с
приданной ему отцом такой же молодой дружиной.
Но особое место в обучении и воспитании княжича отводилось ратному делу. Пока
его научили «вседше на коне, в бронех, за щиты, с копьем, якоже биться» —
прошли годы. Владеть конем, защитным и наступательным оружием, быть и турнирным
рыцарем и знать строй пеший и конный, тактику полевой битвы и осады крепости —
это целый мир, своеобразное искусство. Как и во всяком искусстве: у одних к
нему дар, другие — лишены его. Даниил Заточник даже считал, что люди мыслящие —
в ратном деле нестойки: «умен муж не вел-ми бывает на рати храбр, но зато
крепок в замыслех». Мечталось молодому князю, вероятно, и о том и о другом.
Владеть конем — это значило управляться с седлом, уздой, псалиями, удилами,
стременами, скребницей, путами, плетью, шпорами. Тогда входили в моду особые
шпоры — с изогнутым шипом, который позволял более искусно сдерживать коня.
Древнерусский воин-профессионал умел все — бился и в конном строю и в пешем.
Князь-воевода предстает как тяжеловооруженный всадник, владеющий рубящим,
колющим, ударным оружием, он — копейщик, оружник, бранистарец: копье (или два),
меч (сабля), сулица-дро-тик, лук со стрелами, кистень, булава, боевой топорик,
шлем с пристегнутой к нему бармицей для защиты шеи и затылка, кольчуга, щит, —
вот его вооружение. К тому же ножны, футляр для топора, колчан, рукавицы, ремни
— и все это должно быть пригнано, подогнано. Опытный конный лучник делал 6
прицельных выстрелов в минуту при дальности до 200 метров; прицеливался
мгновенно, натягивая тетиву. Наконечников копий и стрел существовали десятки
видов, надо было приловчиться, выбрать полюбившиеся.
Мало было все это пудовое вооружение надеть и везти. Когда лучники, осыпав
противника тучей стрел, произведут разведку боем, князю надлежало возглавить
войско и, прижав к бедру копье, слиться в плотную массу с дружиной, а когда
твоя рать с ходу сшибется с вражеской, опрокинуть ее и довершить битву мечами в
рукопашной. Пешцы, лучники-стрельцы доделают остальное. Скорость, совершенное
владение конем, сила и смелость — вот что нужно. При удачном начале можно было
выиграть битву в первые минуты. Битвы, были ожесточенные, яростные,
быстротечные. Они требовали от воинов личного мужества.
Только от знаний и сметки князя зависело, какое войско брать в дело: наспех
поднятый легковооруженный конный отряд — вдогон за лихими в набеге литовцами;
тщательно собранную тяжеловооруженную городскую пехоту и сельских пешцев — в
большой поход с предстоящими осадами.
Князь .должен знать, как делать подкопы для отвода воды, сооружать осадные
метательные машины — пороки (от слова «прак» — праща), отынивать крепости,
вскидывать лестницы, перемахивать валы и стены, а если надо — то и сидеть в
обороне, со стен отстреливая вражеских пешцев и в вылазках сокрушать их.
Наконец, совладать с обозами тоже ратное дело, а то останешься без оружия или
упустишь добычу.
Князь должен заботиться об охранении — дозоре, помнить и о засаде; знать, как
раскинуть широкие, укрепленные на толстом столбе, яркие, разноцветные шатры —
словом, удобно и безопасно расположить лагерь. Князь должен уметь искусно
вооружаться и вовремя раздать оружие дружине и полкам, построить их для боя и
самому стать так, чтобы все видели льва на высоко поднятом цветном княжеском
стяге, его золотой шлем, меч с золотой рукоятью и блестящие шлемы и красные
щиты его воевод. Пока блестят шлемы и реют стяги — будет непоколебимо войско.
Для всего этого надо воистину быть «под шеломом повиту, с конца копья
вскормлену».
...Новгородцы привыкли к молодому, сдержанному, ладно сидевшему на коне князю.
Александр всюду бывал, ценил искусство, посещал храмы, монастыри. А ведь и на
Софийской стороне их было немало. Выходя из церкви Уверения Фомы, что на озере
Мячине, Александр видел просторы новгородской равнины, зеркало озера и
монументальную громаду Георгиевского собора Юрьева монастыря. Это роднило
Новгород с Суздалыциной. Все — Русь.
|
|